В 2024 году музыкальный мир отмечает 180-летие со дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Начало юбилейного года наш театр отмечает показом двух опер композитора 28 января: премьерой оперы «Сказка о царе Салтане» на Малой сцене и спектаклем «Царская невеста» на Большой сцене.
Этому событию посвящается новый материал из цикла «Маэстро Михаил Татарников представляет», в котором музыкальный руководитель ‒ главный дирижер НОВАТа рассказывает о репертуарных спектаклях театра.
Мы не могли обойти стороной юбилей Николая Андреевича Римского-Корсакова и год, посвященный великому композитору. К этой знаменательной дате приурочена наша премьера оперы «Сказка о царе Салтане». Эта опера-сказка стоит в ряду таких произведений, как «Садко», «Золотой петушок». Может быть, «Садко» несколько выделяется, но все равно они очень близки. В «Сказке о царе Салтане» также присутствует морская тема. Как мы знаем, Николай Андреевич сам какое‒то время был связан с морем, служил во флоте, поэтому морская тема ‒ его любимая, у него получается замечательно ее раскрывать в музыке. Чего только стоит морское царство из оперы «Садко»? Но и в «Сказке о царе Салтане» эта тема присутствует, яркое ее воплощение ‒ замечательная Царевна Лебедь. Эту партию зрители услышат в исполнении Дарьи Шуваловой и Дианы Белозор. К премьере мы имеем два равных состава ‒ это очень радует. Да, в нашей версии сделаны купюры, потому что сама опера просто огромная. А так как на Малой сцене постановка «Сказки о царе Салтане» рассчитана на нашу любимую юную аудиторию, то опера идет в немного сокращенном варианте. Как и в любом сочинении Римского-Корсакова, в «Сказке о царе Салтане» к оркестру, к солистам, к хору выдвигаются очень высокие требования. Здесь тоже присутствует сложность исполнения, яркость образов, разнообразные характеры, что отличает «Сказку» от легких детских опер. И наша труппа хорошо справляется со всеми сложностями этого материала. Так что дань уважения Римскому-Корсакову театр и режиссер-постановщик Вячеслав Васильевич Стародубцев отдали. Мимо этого мы пройти не могли. Глинка впереди у нас.
Что касается спектакля «Царская невеста» 28 января, то в первую очередь хочется отметить великолепный состав. Такой состав солистов, как мне кажется, даже в мире не везде есть возможность собрать. А ведь здесь представлены не двое-четверо солистов со своими сольными номерами, как обычно в операх бывает. Здесь, так скажем, первоклассных солистов занято значительно больше. Этим «Царская невеста» отчасти напоминает «Пиковую даму». И это всё солисты нашего театра, что замечательно. К примеру, Ксения Дудникова ‒ наша солистка и одновременно солистка Большого, она поет и в Европе, и в мире. Конечно, мы всегда очень рады ее возвращению домой. Ксения поет знаменитую партию Любаши. Это, так скажем, образцовая партия для настоящего глубокого меццо-сопрано, с возможностью перехода глубоких низов, при подвижности голоса. Это сложная партия, которая совершенно уникальна по своей драматургии, по насыщенности, по драматизму. Также уже известный в Европе наш баритон Алексей Зеленков исполняет партию Грязного, которая стала его визитной карточкой. Он в этом материале чувствует себя как рыба в воде. Марфа – Дарья Шувалова, хрупкая, светлая, замечательно ловит этот характер. Здесь нужна некая отрешенность, в чем-то даже блаженность, и она присутствует в ее голосе, в актерской работе. При этом у нее чудный серебряный тембр, который необходим для партии. Дальше – Константин Захаров в партии Лыкова. Она не такая большая, но чрезвычайно сложная и яркая для тенора. Кстати, Костя нам готовит в следующем месяце замечательный сюрприз, но об этом чуть позже, а в партии Ивана Лыкова он абсолютно на своем месте. Повторюсь, это очень сильный состав. Не могу не отметить Алексея Лаушкина, у которого получается очень трогательный, глубокий, по-настоящему переживающий Василий Собакин. Также есть Екатерина Марзоева, Юлия Шагдурова. Еще, конечно, нужно сказать о предстоящем дебюте Никиты Мухина в партии Малюты Скуратова. Эта партия чрезвычайно важна, чрезвычайно сложна, хотя и не имеет своей отдельной арии. Но она выступает как связующий элемент всей оперы. Если эта партия исполнена даже не то, что провально, а даже просто недостаточно хорошо, то вся опера сразу теряет, как бы хорошо не были исполнены отдельные эпизоды, отдельные арии. Так что это партия очень ответственна. И я очень рад, что Никита делает сейчас огромные успехи. Я уверен, что мы скоро будем говорить о нем уже как о новой яркой единице в нашем оперном мире.
Премьера. Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» ‒ 28 января в 13:00, 16 марта в 13:00 на Малой сцене НОВАТа.
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» ‒ 28 января в 17:00, 31 марта в 17:00 на Большой сцене НОВАТа. За дирижерским пультом ‒ маэстро Михаил Татарников.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи в Оперном! НОВАТ