Премьерой оперы Джузеппе Верди «Риголетто» на Малой сцене 25 и 26 июля НОВАТ завершит 79-й оперный сезон. Над постановкой нового спектакля работают музыкальный руководитель и главный дирижер НОВАТа Михаил Татарников и главный режиссер театра Вячеслав Стародубцев. Авторскую концепцию режиссера‒постановщика в сценическом пространстве реализуют художники Тимур Гуляев (декорации), Сергей Пугачев (костюмы), Ирина Вторникова (световая партитура), Вадим Дуленко (видеоарт).
О создании декораций к премьере «Риголетто» подробно рассказал художник-сценограф Тимур Гуляев.
В ваших эскизах декораций к «Риголетто» много архитектурных форм. Они будут мощными, монументальными?
Декорации только на первый взгляд будут казаться таковыми. Следуя замыслу режиссера-постановщика Вячеслава Стародубцева, мы сочетаем в элементах декорации прозрачные и непрозрачные материалы – часть написана на тюли, и нарисованные на них архитектурные композиции только создают иллюзию плотности, но при этом зрителю видно, что происходит по другую сторону. Нашей целью было раскрыть ключевую идею режиссера, что каждый персонаж в «Риголетто» живет двойной жизнью, у всех есть своя скрытая история. И прозрачная сетка позволяет зрителю увидеть героя в те минуты, когда он считает, что никто его не видит. На открытом пространстве персонаж ведет себя одним образом, а когда он за декорацией – он ведет себя иначе, но зритель имеет возможность увидеть это «двойное дно». В этом плане из всех героев «Риголетто», возможно, только у Герцога такое «двойное дно» чуть меньше, по крайней мере, он хотя бы сам себе не врет: он чего-то хочет – и добивается.
Кроме того, прозрачная сетка на жестком каркасе создает эффект многослойности, конструктивной сложности, особенно в сочетании с видеопроекцией, которую делает Вадим Дуленко. Получается такое немного мистическое пространство: актеры как бы за стеной, но при этом зритель их видит.
Конечно, мы закладывали много смыслов в визуальное решение. Здесь не будет привязки к какой-то конкретной эпохе или стране. Скорее, мы хотели создать обобщенный образ европейской архитектуры: много арок, балконов, нагромождение множества различных архитектурных элементов. Вся эта архитектура гиперцентрирована, искажена так, что все устремлено в одну точку, к одному персонажу – Риголетто, который как бы и сплел вокруг себя эту архитектурную паутину.
Кому-то это может напомнить своими очертаниями Вавилонскую башню, кому-то – закручивающийся смерч, кому-то – Колизей, а для кого-то создаст иллюзию, что он смотрит снизу вверх, находясь внутри высокой башни. То есть моей задачей было создать на сцене пространство с гиперперспективой, нарушающей представление формальной плоскостной геометрии, поэтому все закручено, все сужается, все устремляется к центру.
Архитектурные композиции хороши еще и тем, что они примут на себя видеопроекцию. Это позволит нам создать новое пространство, например, пространство таверны, превратив классический дворцовый интерьер в простое, грубоватое и неприхотливое помещение, где на стенах – шкуры животных, охотничьи трофеи. Тема животных не случайна: иногда звериная шкура обнажает истинное нутро человека. Мы и такой смысл закладывали в эти детали.
Кроме того, у нас есть центральная конструкция – подиум-трон, который вращается, также могут передвигаться и вращаться часть декораций-арок. И, конечно, Вячеслав Васильевич не мог не использовать это в спектакле: в сцене бала трон и эти арки вращаются, благодаря чему получается такой невероятный архитектурный вальс.
Вообще, работа над постановкой мне самому подарила немало открытий. С одной стороны, в этой музыке так много трагичного, мрачного, порой абсолютно безнадежного, а с другой – здесь так много легких, светлых мелодий, почти как в оперетте.
Похоже, в спектакле много роскоши?
Да, но эта роскошь нетривиальна. К примеру, украшенные драгоценными камнями хрустальные кубки у нас как бы вырастают из грубой породы – из такой нефтеподобной субстанции. Из такой же грубой породы у нас вырастают и рога, украшающие стены. То есть мы хотели, чтобы красота этих предметов роскоши была немного дикой, устрашающей, опасной, и чтобы сам спектакль получился таким же – одновременно хищным и опасным, мрачным и красивым, а иногда – легким и даже беззаботным.
Премьера. Опера Дж. Верди «Риголетто» – 25 и 26 июля на Малой сцене НОВАТа, (начало показов в 19:00).
До встречи в Оперном! НОВАТ