Николай Коротаев ‒ один из самых заметных актеров нового поколения МХАТа Горького. Не увидеть его брутальное обаяние, не вслушаться в его баритон просто невозможно. В каждой работе Николай на своем месте, каждую роль он делает настолько «своей», как будто она создана исключительно для него. В спектакле «Женщины Есенина» он играет не главную, но значимую роль писателя Анатолия Мариенгофа, близкого друга Есенина, написавшего о поэте, пожалуй, самую правдивую книгу ‒ «Роман без вранья».
Мы уже несколько раз начинали готовить интервью с актером, но всегда что-то мешало его завершить. И вот сейчас, когда МХАТ уже в третий раз привез в Новосибирск своих «Женщин Есенина», ‒ без преувеличения мегауспешную и востребованную постановку ‒ самое время дать слово актеру.
Николай, мы с вами начали общаться с первых ваших работ в спектаклях режиссера Галины Полищук. Первым таким спектаклем были «Женщины Есенина», чья гастрольная жизнь началась в Новосибирске в 2022 году.
«Женщины Есенина» ‒ первый мой спектакль с режиссером Галиной Полищук. Он идет с феноменальным успехом, ездит на гастроли по всей стране. О нем столько уже сказано, что трудно что-то добавить. Мы, актеры, очень любим этот спектакль еще и за то, что он дал нам возможность поездить по стране, почувствовать зрителей не только в столице. Очень люблю своего героя, глубокого, стильного и самостоятельного. Это одна из немногих моих ролей, в которой я могу показать свое чувство юмора и светлый взгляд на жизнь. Ну и самое главное, что этот спектакль позволил нам начать, надеюсь, долгую работу с замечательным режиссером и интересным человеком ‒ Галиной Полищук. Это я могу совершенно точно сказать после третьего спектакля, который она поставила во МХАТе, и в котором мне повезло участвовать.
Галина работает на контрапунктах, на антилогике, поэтому театр, который в итоге получается, держит зрителя в постоянном напряжении. Она любит приводить один пример: мальчик, которому нравится девочка, вместо того, чтобы ей портфель помочь донести, дергает ее за косички. Разве это логично? Конечно, нет. Ее спектакли парадоксальны, как сама жизнь, поэтому они так правдивы.
С Галиной работать интересно, потому что сложно. Она никогда не ставит прямолинейных и простых задач, всегда работает на шаг впереди артиста, дает задачи на вырост. Чтобы сыграть у нее достойно, ты должен вырасти прежде всего над самим собой, открыть себя другого ‒ жабры отрастить, научиться летать… В этом ведь и есть основная задача артиста ‒ всегда делать что-то новое, неизведанное, неизвестное тебе самому. Просто учить новый текст от роли к роли и говорить: «Вот я стал другим», – не выйдет. Зритель увидит подделку, и самому будет стыдно за такую халтуру. Это требование режиссера отчетливо видно во всех ее постановках. Каждый спектакль индивидуален. Именно поэтому у «Женщин Есенина» есть группа постоянных зрителей, которые смотрят спектакль по многу раз. Он каждый раз чем-то отличается.
Последняя, очень глубокая и масштабная работа Полищук, ‒ это адаптация пьесы Горького «На дне» которая получила новое название – «Над Не». Во многом именно она определяет путь, по которому будет двигаться обновляемый МХАТ: масштаб, новизна и глобальность задач, и все это в рамках нравственной и эстетической красоты и чистоты.
Действие пьесы перенесено из начала прошлого века в наше время, из ночлежки в современную психиатрическую клинику. Я играю роль Барона. В нашем спектакле это альфонс с бредом величия, находящийся на содержании у богатой женщины старше его. Очень интересная работа для меня, требующая погружения в совершенно новый мир. Я узнал, что, оказывается, нет мании величия, а есть бред величия. Узнал, как много психический заболеваний и отклонений, какие способы есть, чтобы помочь страдающим от них людям. Много читал про психические отклонения, про то, как они проявляются, смотрю, как эту тему играли большие артисты до меня ‒ Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро, Хоакин Феникс. У них есть, чему поучиться. В то же время на улице, в метро я вглядываюсь в лица людей, стараюсь зацепиться за отражение современности в них. Ведь театр ‒ он про “сейчас”. Если я буду играть человека, про которого ни один зритель не скажет, что знает такого, значит, моя работа неточна и умозрительна. Я хочу сделать современное высказывание на важную всегда тему. В центре театра всегда человек, у меня этот человек зависимый, слабый. Хочу его представить публике во всей его неприглядности и защитить, оправдать. Звучит, наверное, излишне самонадеянно, поэтому предлагаю публике прийти, чтобы воочию увидеть и оценить мою работу.
Сейчас наш театр в состоянии большого ремонта. Тем не менее у нас много работы и в театре, и на гастролях. Владимир Абрамович Кехман делает все возможное и невозможное, чтобы мы находились в хорошей рабочей форме. Поэтому для любителей театра, которые не имеют возможности приезжать в Москву, сейчас возникла уникальная ситуация: возможность видеть наши спектакли, в том числе и премьерные, у себя в родном городе. Ведь вот только в Новосибирск мы уже в третий раз привозим «Женщин Есенина», а в Москве на него не попасть.
А у нас в Новосибирске его посмотрели уже больше десяти тысяч зрителей!
Но ведь новосибирцы смогли посмотреть еще и нашу постановку «Мастер и Маргарита», нашу свежую премьеру «Три сестры» по Антону Чехову. У вас этот спектакль увидели больше зрителей, чем в Москве. Так что во всем есть своя выгода и польза.
Спасибо за разговор и ждем вас на сцене НОВАТа.
Александр Савин, портал о культуре «CultVitamin»
Ссылка на полный источник
Николай Коротаев на сцене НОВАТа в спектакле МХАТа Горького «Женщины Есенина» ‒ 16, 17 и 18 мая.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты ‒ на нашем сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи в НОВАТе!