Имя балерины Театра балета Бориса Эйфмана Любови Андреевой новосибирская публика открыла для себя в ноябре 2022 года – тогда она исполнила партию Камиллы Клодель в спектакле «Роден, ее вечный идол». В предстоящих гастролях вы увидите новую работу Любови Андреевой – роль Сони Мармеладовой в балете «Преступление и наказание». Накануне гастролей она рассказала о подготовке спектакля и о своем персонаже.
Скажите, вы хотели станцевать Соню?
Когда Борис Яковлевич сказал, что будет ставить «Преступление и наказание», я спросила: «Можно я буду старухой-процентщицей?» Все посмеялись, а я говорю: «Я не шучу». Естественно, пришлось перечитать роман Достоевского, что мне сильно помогло. Погружаясь в текст, я, например, увидела во всех красках финальный дуэт Дуни и Свидригайлова. Как ассистент хореографа в постановочном процессе, я всегда примеряю на себя партии всех героинь. Так и здесь. На репетициях я была и Дуней, и матерю Раскольникова, и старухой, и Соней, и девочкой-призраком, загубленной Свидригайловым.
В постановке у вашей героини есть бунтарское начало, которое у Достоевского не очень прочитывается. Как рождался этот образ?
Мы спорили с Борисом Яковлевичем, пытались доказать, что Соня у Достоевского не такая. На что он отвечал, что мы не знаем, какой она была в своей – как бы это назвать – работе. Нам известна только одна сторона – та, которую показал писатель. В спектакле же неинтересно сосредотачиваться на единственном аспекте личности героини – скажем, на ее жертвенности. Мы должны показать разные грани, чтобы было понятнее, почему в балете она наделена такой «переломанной» пластикой марионетки. Соня уже не может нести свою душевную боль, зримо перерастающую в боль телесную.
Это интересно для вас как для артистки?
Безусловно. Не менее интересны монологи Сони. Они получились невероятно сильными, пластически выразительными. Такой хореографический материал, пожалуй, я танцую впервые. Примечательно и противопоставление дуэтов Раскольникова с Соней и Свидригайлова с Дуней. Борис Яковлевич в первом случае очень точно сформулировал артистическую задачу: «Это платоническая любовь». Свидригайлов и Дуня – страсть, телесность, чувственные поддержки, касания. Раскольникову же не нужна физическая близость. Он приходит к Соне в поисках внутреннего спасения. Оказалось, непросто в большом дуэте мужчины и женщины изобразить не любовно-романтическую, а духовную связь героев.
Как вы можете охарактеризовать новый спектакль?
Балет «Преступление и наказание», который наша труппа впервые привозит в Новосибирск, – не детектив и даже не просто психологическая драма. Мы называем его хоррором. Это современное слово, и новый спектакль как раз и является балетом XXI века. Несмотря на то, что действие не перенесено из эпохи Достоевского в наши дни, даже без подобного приема проблематика как самого романа, так и постановки Бориса Яковлевича выглядит крайне актуальной.
Вы ждете встречи с сибирскими зрителями?
Конечно. Обязательно приходите: наши спектакли уникальны – их лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать о них.
Александр Савин, портал о культуре CultVitamin.
Ссылка на полный источник
Сибирская премьера балета Бориса Эйфмана «Преступление и наказание» ‒ 23, 24 и 25 апреля на Большой сцене НОВАТа, начало в 19:00.