Артист МХАТа Николай Коротаев знаком новосибирским зрителям по работе в спектакле «Женщины Есенина»: где он играет роль писателя-имажиниста Анатолия Мариенгофа, друга Есенина. 25 мая вы увидите Николая Коротаева в новом проекте – приглашаем на премьеру программы «Маяковский & Есенин» в постановке режиссера Юлии Прохоровой.
Музыкально-поэтическую дуэль двух творческих соперников – Маяковского и Есенина ‒ представят Николай Коротаев и Семен Антаков, баритон оперной труппы Михайловского театра, также известный сибирским зрителям. В концерте прозвучат вокальные сочинения на стихи Маяковского и Есенина, лирика великих поэтов и воспоминания о них. В интервью для портала CultVitamin о новом творческом проекте рассказывает Николай Коротаев.
Кто из поэтов вам больше нравится: Маяковский или Есенин?
Мои пристрастия менялись не раз. Наверное, сначала я любил Маяковского. Потом мы всей компанией влюбились в поэзию Есенина: учили стихи наизусть, пели под гитару – мой есенинский период. Во время учебы в театральном институте Маяковский открылся для меня совершенно с другой стороны. Он стал объемной неоднозначной фигурой, гениальной и трагичной. Сейчас, готовясь к концерту, я перечитываю стихи этих поэтов, воспоминания современников. И понимаю, что выбрать между ними – всё равно что выбрать между мамой и папой. Каждый поэт прекрасен по-своему, каждый звучит по-своему. И Есенин, и Маяковский для меня глубокие, интересные, живые. Очень разные по форме, очень близкие по масштабу.
Какова концепция этого вечера? Что вы хотите выразить как чтец, как актер?
Прежде всего, мне хочется, чтобы впечатление от этой концертной программы было объемным, многослойным, неоднородным. В первой части прозвучит вокальный цикл на стихи Маяковского в музыке Таривердиева, а я буду читать отрывок из поэмы «Облако в штанах». На мой вкус, Таривердиев очень точно уловил и раскрыл игровую, буффонную природу Маяковского. Мне же в чтении хочется уравновесить это ощущение, показать глубокий трагизм поэта, его надлом, его титаническую натуру, почти античное величие. Во второй части прозвучит цикл «Отчалившая Русь» Свиридова на стихи Есенина. Я буду читать стихотворение «Мы теперь уходим понемногу». Здесь мне важно показать Есенина с другой стороны: не хулигана и балагура, а поэта тончайшей душевной организации, очень ранимого, очень нежного.
В процессе подготовки этой программы вы заново перечитывали стихи, воспоминания. Что стало для вас самым неожиданным открытием?
Неожиданным открытием стал для меня Корней Иванович Чуковский. Мы привыкли воспринимать его как детского автора, но он гораздо глубже и объемнее. Он пишет о своих современниках ‒ художниках, писателях, поэтах ‒ с вниманием, с любовью, очень живо. Один эпизод меня особенно поразил: Репин собирался написать портрет Маяковского, ждал поэта с его знаменитой шевелюрой. А Маяковский пришёл после парикмахера – наголо. Сказал: «Пусть художник видит мою настоящую натуру, без пафоса». Репин расстроился, и портрет так и не случился. Представляете, один поход к парикмахеру лишил будущие поколения портрета Маяковского кисти великого живописца! Анекдот, не иначе. Но именно через такие анекдоты чувствуешь: гении прошлых эпох – не идолы, застывшие в бронзе, а живые люди.
Александр Савин, портал о культуре CultVitamin.
Ссылка на полный источник