Новости

100-летию Ролана Пети посвящается: балет «Собор Парижской Богоматери» на Большой сцене НОВАТа

16 января 2024

Мировое балетное сообщество 13 января 2024 года отметило 100-летие со дня рождения выдающегося балетмейстера Ролана Пети. Знаменательной дате НОВАТ посвящает показы знаменитой постановки легендарного французского хореографа – балета «Собор Парижской Богоматери». Спектакли пройдут на Большой сцене НОВАТа 18 и 19 января.

В истории балетного искусства Ролан Пети навсегда останется одним из великих мастеров XX века, который на платформе академической традиции создал свой самобытный хореографический стиль.

Родился Ролан Пети 13 января 1924 года в Париже. Отец будущего балетмейстера был хозяином небольшого бистро, тем удивительнее решительное намерение его ребенка заниматься танцами, созревшее в совсем раннем возрасте. «В девять лет я сказал, что уйду из дома и не вернусь, если меня не отдадут в балет», – вспоминал позднее Ролан Пети. Он успешно выдержал экзамен в Школу Парижской оперы, и его упорство в достижении своей цели стать танцовщиком было столь велико, что Пети был готов ходить в школу ранним утром каждый день по нескольку километров и ложиться спать далеко за полночь.

Сразу после окончания учебы в 1940 году 16-летний Ролан устраивается в кордебалет Парижской оперы. Его карьера танцовщика развивается довольно успешно, но желание создавать свои балеты не оставляет Ролана Пети, он покидает Парижскую оперу и ставит свой первый балет «Комедианты». Постановка приносит Пети успех, он становится руководителем труппы «Балет Елисейских полей». 25 июня 1946 года здесь состоялась премьера балета Ролана Пети «Юноша и смерть» по сценарию Жана Кокто на музыку Иоганна Себастьяна Баха, ставшего одним из самых известных сочинений Ролана Пети и одним из самых желанных балетов для танцовщиков разных поколений. «Балет Елисейских полей» распался в 1947 году, но уже в 1948 году Ролан Пети собирает новую труппу – «Балет Парижа». В ее состав входят уже такие известные в то время танцовщицы, как Жанин Шарра, Марго Фонтейн и Зизи Жанмер, впоследствии ставшая женой и музой Ролана Пети. Именно для Зизи Жанмер Пети создает одну из лучших своих постановок – балет «Кармен» на музыку Жоржа Бизе, премьера которого состоялась в 1949 году в Лондоне. Его ставили многие ведущие балетные труппы мира, такие как Королевский датский балет, балет Гамбургской оперы и Марсельский балет. Сибирским зрителям тоже посчастливилось увидеть этот легендарный спектакль Пети: в 2011 году на сцене Новосибирского театра оперы и балета под руководством представителей фонда Ролана Пети была осуществлена постановка «Кармен». Главную партию в премьере танцевала прима сибирской сцены Анна Жарова.

12 декабря 1965 года на сцене Парижской национальной оперы был воплощен еще один грандиозный замысел французского хореографа – балет «Собор Парижской Богоматери» на сюжет великого романа Виктора Гюго. Главные партии в этом спектакле блестяще исполнили Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев. Ролан Пети выступил не только хореографом, но и автором либретто. Музыку к спектаклю написал известный композитор Морис Жарр, автор костюмов – легендарный французский кутюрье Ив Сен-Лоран, декорации создал художник театра и кино Рене Аллио. Спектакль был представлен на самых знаменитых сценах мира – в Парижской национальной опере, на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в петербургском Мариинском театре и Большом театре России. В октябре 2021 года эта работа классика хореографии XX века впервые была представлена на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Артисты НОВАТа готовили премьеру под руководством балетмейстера Луиджи Бонино – ассистента Ролана Пети на протяжении многих лет, осуществившего постановку его балетов во многих театрах мира.

В 1972 году Ролан Пети становится во главе «Балета Марселя», которым руководит на протяжении 26 лет. Здесь, вдохновленный поэзией Маяковского, Пети ставит балет «Зажгите звезды!», в котором сам исполняет партию поэта. Мастер живо интересовался русской культурой и не только балетной классикой, но и другими направлениями искусства. Дважды он обращался к пушкинской «Пиковой даме». В первом спектакле, поставленном персонально для гениального Михаила Барышникова, звучала музыка одноименной оперы П.И. Чайковского. Совершенно новый балет «Пиковая дама» был поставлен Пети в 2001 году в Большом театре на музыку Шестой симфонии Чайковского, он стал подлинным событием для любителей современной хореографии. За эту постановку «Пиковой дамы» хореограф был награжден Государственной премией Российской Федерации.

Великий французский хореограф ушел из жизни 10 июля 2011 года в возрасте 87 лет. За годы творчества Ролан Пети поставил более 150 балетов, многие из которых были многократно перенесены на сцены ведущих театров мира. В его постановках были задействованы лучшие танцовщики ХХ века. Пети сотрудничал с ярчайшими личностями своего времени – Жаном Кокто, Пабло Пикассо (Пети создал балет по мотивам его картины «Герника»), Ивом Сен-Лораном. Творческое наследие Ролана Пети остается востребованным и сегодня.

100-летию великого французского хореографа посвящается. Балет Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери» на Большой сцене НОВАТа – 18 и 19 января, начало в 19:00. Спектакли пройдут под управлением дирижера Армана Уразгалиева. Партию Эсмеральды 18 января исполнит приглашенная звезда – прима-балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова, также в главных партиях зрители увидят любимых солистов балетной труппы НОВАТа: заслуженную артистку России Ольгу Гришенкову, Романа Полковникова, Никиту Ксенофонтова, Евгения Басалюка, Михаила Лифенцева, Михаила Недельского, Артема Пугачева.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на балете! НОВАТ