Новости

Фольклорный лабиринт на Малой сцене НОВАТа – «Сказка про Козлика»

09 Декабря 2020

В 76-м сезоне на Малой сцене НОВАТа состоялась мировая премьера. Зрители впервые увидели новый спектакль детского проекта – оперу «Сказка про Козлика». Новосибирский композитор Александр Абраменко написал музыкальную сказку специально для НОВАТа, а воплотила её на сцене замечательная постановочная команда: режиссёр Вячеслав Стародубцев, дирижёр Эльдар Нагиев, художник-постановщик Тимур Гуляев, художник по свету Сергей Скорнецкий, художник видеоконтента Вадим Дуленко и режиссёр по пластике Сергей Захарин. Юные зрители, видевшие премьеру, остались в полном восторге от веселого игрового спектакля, красочных декораций и ярких костюмов.

Художник Тимур Гуляев рассказал о визуальном решении спектакля, названного постановщиками «фольклорный лабиринт».

– Художник-постановщик – это руки режиссера и активный участник творческого диалога. Всё, до мельчайших деталей обсуждается и взвешивается. Когда поднялся вопрос о постановке оперы «Сказка про Козлика» мы с режиссёром Вячеславом Стародубцевым сразу сошлись во мнении, что это должна быть сказка в народном стиле. Поскольку это русский фольклор, удобно отталкиваться от каких-то исторических источников. Режиссёр предложил дымковскую игрушку – образ яркий, узнаваемый, отсюда и стилистика костюмов: все они словно лепные глиняные расписные игрушки с характерными элементами орнамента.

– Среди действующих лиц в опере есть скоморохи, так родилась, казалось бы, простая, но при этом очень эффектная идея – сделать всех персонажей сказки скоморохами, которые разыгрывают представление на площади. Поэтому появился пёстрый лоскутный занавес и характерные музыкальные инструменты – свирель, гусли, трещотка, домра, ложки и бубен. Дальше идея начала развиваться: поскольку скоморошье представление разыгрывается на площади то всё, что для него требуется, должно быть под рукой, так мы придумали колодец, из которого скоморохи «черпают» всё, что им нужно. Занавес превратился в «кулис-квартет» – четыре разных полотна одно за другим меняются по ходу действия. И, конечно, для новой оперы мы сделали МОРЕ реквизита. В постановке множество предметов бутафории «съедобных» и «несъедобных»: разные овощи, грибы-лисички, красавец-пирог, расписные тарелки и ложки, гротесковое ружьё (мушка, по сказочной логике, выполнена в виде мухи). В сцене «волчьего кабаре» – шляпы-котелки и зеркальные трости, и совсем нетрадиционное оружие – нунчаки из веников, которыми козлик-каратист разгоняет в одиночку стаю волков.
Не отказали мы себе в удовольствии поиграть с масками и куклами: на ярмарке один скоморох наряжается ковбоем, другой – цыганом, третий – узбеком, да и дед с бабкой – не немощные старики, а скоморохи, которые их играют. Это тоже интересная история – «театр в театре».

– Наша команда под руководством Вячеслава Стародубцева всегда подходит к детскому спектаклю со всей взрослой ответственностью и мастерством, на мой взгляд, и в этот раз мы справились со своей задачей на все сто. Яркая, насыщенная постановка, выдержанная конструктивно и стилистически, со здоровой долей хулиганства и характерным оперным звучанием, не оставит зрителя равнодушным.

«Сказка про Козлика». Премьера на Малой сцене – 20 декабря, начало в 13:00.