Новый материал авторского цикла Михаила Татарникова представляет оперу Руджеро Леонкавалло «Паяцы».
Музыкальный руководитель и главный дирижер НОВАТа рассказывает о спектакле, который состоится 21 марта на нашей Большой сцене под управлением нашего гостя ‒ главного дирижера Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Владимира Ткаченко.
Маэстро Михаил Татарников: «Паяцы» – замечательная и во многом уникальная опера. При этом Леонкавалло является ярким представителем веризма в оперном искусстве. Ну а веризм – это простые люди, это жизненные истории. И в «Паяцах» действие разворачивается в обычном маленьком городке в Калабрии, это юг Италии. Более того, остроту, трагизм, близость к простым людям, сюжету придает факт, что Леонкавалло взял практически историю из жизни. Его отец был судьей, и композитор вспомнил о процессе, когда один артист из заезжей труппы убил свою жену и любовника, правда, сделал это не во время представления, а после. И отец Леонкавалло, будучи судьей, приговорил его к двадцати годам тюрьмы. Это, я думаю, важно помнить. Соответственно, если Масканьи с его оперой «Сельская честь» – основоположник веризма, то «Паяцы» Леонкавалло – это очень яркое его развитие, когда о простых людях рассказывается на больших сценах. В этой опере, кроме того, проявляется глубокое почтение Леонкавалло к Вагнеру, который был для композитора ориентиром в творчестве. Примером вагнеровского влияния здесь служит пролог, в котором тема каждого персонажа проходит лейтмотивом и легко угадывается. При этом композитор прибегает к такому приему: выходит Тонио, баритон, и рассказывает о том, что будет происходить, как это писалось композитором, и дает знак к началу представления. Знаменитый пролог – это очень сильная вещь, показательная для вокалиста. То есть на момент начала действия уже прозвучала знаменитая вокальная ария. Это близко к Вагнеру: все лейтмотивы, пронизывающие оперу, звучат в прологе. Опера не столь длинная по продолжительности, но очень насыщенная разными эпизодами, переменами темпа, настроений, даже характеры героев меняются. Композитор смог вложить в эти час двадцать очень много потрясающих мелодий, ярких оркестровок. Ко второму действию тоже есть пролог ‒ интермеццо, которое сближает его со знаменитым интермеццо Пуччини в «Манон Леско». Кроме того, Леонкавалло прибегает к приему, который потом используют многие режиссеры: театр в театре. Во втором действии артисты, в первом действии бывшие простыми людьми, уже играют, и вот эта грань перехода от игры к реальной жизни тоже ярко прорисовывается, чтобы зрители не забывали, что артисты – такие же люди, со своими заботами, печалями, страстями.
Дирижировать спектаклем мы пригласили моего хорошего друга, замечательного музыканта, главного дирижера пермской оперы Владимира Ткаченко. Это очень тонкий музыкант, необычайно внимательный к деталям, настроенный на серьезную подготовительную работу с певцами, с оркестром, с хором. Когда приходит новый человек со свежим взглядом, который настолько внимательно работает, так искренне любит музыку, так ответственно относится к своему делу, это всегда очень подкупает. Владимир Ткаченко впервые появился в нашем театре полгода назад и завоевал уважение труппы, его у нас полюбили. Мы очень надеемся на дальнейшее сотрудничество, потому что это действительно очень яркий дирижер и высококлассный музыкант.
Р. Леонкавалло «Паяцы» ‒ 21 марта в 19:00 на Большой сцене НОВАТа. Режиссер-постановщик ‒ заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов, художник-постановщик ‒ народный художник России Вячеслав Окунев. За дирижерским пультом ‒ Владимир Ткаченко. Исполнители: Канио (Паяц) ‒ солист Михайловского театра Михаил Пирогов, Недда (Коломбина) ‒ Дарья Шувалова, Пролог, Тонио (Таддео) ‒ Павел Анциферов, Беппо (Арлекин) ‒ Андрей Денисов, Сильвио ‒ Алексей Шаповалов, 1-й крестьянин ‒ Евгений Козырев, 2-й крестьянин ‒ Роман Верещагин.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи в Оперном! НОВАТ