Музыкальный руководитель ‒ главный дирижер НОВАТа Михаил Татарников рассказывает о шедеврах оперного жанра, созданных великим итальянским композитором Джакомо Пуччини ‒ «Турандот» и «Тоска» в новом материале своего цикла.
Чем же удивят зрителей ближайшие показы спектаклей на Большой сцене НОВАТа?
«Турандот» – уникальная опера, потому что в ней выражен весь неисчерпаемый мелодизм Пуччини. При этом здесь проявляются какие-то рискованные, явно современные гармонии, каких не было ранее, на мой взгляд, здесь даже есть какое-то влияние Шонберга, возможно, Рихадра Штрауса… И, надо сказать, что эта опера осталась недописанной ‒ ее окончил ученик Пуччини. На первом исполнении дирижер Артуро Тосканини остановил оркестр на моменте, где оборвалась запись Пуччини, обернулся к публике и сказал: «Здесь перо выпало из руки маэстро». На этом все спокойно разошлись, а на следующий день опера уже была исполнена с финалом. Она часто исполняется другим, более тихим вариантом финала. Вот в Ла Скала, например, я слышал его на репетиции... А у нас ‒ громкий финал, который написал ученик. Эта опера уникальна. Ее можно сравнить со многими произведениями, написанными, когда автор уже чувствовал, что уходит. Такая Седьмая симфония Чайковского, например. Пуччини понимал, что он уходит, когда работал над «Турандот»: он уже тяжело болел, у него был рак. Поэтому он очень спешил, но все-таки не успел дописать. И все это чувствуется в музыке. Именно в музыке, потому что либретто, на мой взгляд, немножко отстает от музыки. Я достаточно долго разбирался в либретто. Казалось бы, сюжет понятный, незатейливый, но есть один странный момент, когда Лиу практически совершает самоубийство, чтобы показать, что любовь победила. И все счастливы, а про самопожертвование Лиу забыли. Эта партия очень важна. И петь ее у нас будет Анна Даттай, солистка Михайловского театра. Анна недавно спела на нашей сцене, где она начинала, Аиду. Это была первая «Аида» не только на сцене НОВАТа, но и в ее творческой жизни. А вот Лиу Анна здесь уже пела, в том числе и со мной в спектаклях. И это очень интересно: Аиду-то в исполнении Анны мы не слышали раньше, а вот проверить проверить динамику ее развития на партии Лиу будет особенно любопытно. Аня совершила громадный скачок, превратилась в очень сильную единицу в оперном мире, в России так точно. Лиу, конечно, мастерская партия, но Турандот и Калаф – две еще более сложные роли. Надо обладать мастерством, подвижностью голоса, при этом мощью, потому что здесь плотный оркестр. Ольга Колобова будет петь Турандот. Ей эта партия очень подходит: она обладатель яркого, глубокого, сочного драматического сопрано. Но самое главное ‒ у нас большой сюрприз. Я всех призываю прийти посмотреть спектакль, ведь возможно, зажжется новый Калаф. Очень мало артистов по-настоящему хорошо поющих эту партию. Калаф – штучный товар во всем мире, и появление нового всегда отмечают, и я вас уверяю ‒ не только в России, но и за рубежом. Так что это такая большая заявка Константина Захарова. Мы все с нетерпением ждем, готовимся, занимаемся. Действительно, присутствовать при дебюте в этой партии – большая привилегия для зрителей. И, конечно, приглашаю насладиться замечательными, мастерски исполненными Пуччини хоровыми сценами. Яркий оркестр, совершенно чарующая мелодия, диссонанс с двумя аккордами ‒ чувствуется влияние двадцатого века. Он полностью вступил в свои права, и это все дает о себе знать в музыке Пуччини. Но в первую очередь, конечно, мы будем ждать партию Калафа, начало третьего акта. Так что, пожалуйста, приходите все насладиться этой уникальной оперой в великолепной постановке Вячеслава Стародубцева.
Что касается «Тоски». Если «Пиковая дама» для меня ‒ это самая петербургская опера, то «Тоска» – самая римская. Рим для меня ‒ второй после Петербурга любимый город мира. Неспроста многие сценографы «Тоски» воспроизводят на сцене знаменитый собор Святого Петра, который сотворил Микеланджело Буонарроти. И в нашей постановке режиссера Иркина Габитова и художника Вячеслава Окунева он тоже присутствует. Когда я приезжаю в Рим, в городе много моих любимых мест, но бывают здания, определяющие парадигму места, как, например, оперный театр в Новосибирске. В Риме это собор Святого Петра. Когда видишь этот его купол, прямо дыхание перехватывает, сколько бы раз я ни приезжал. Желаю всем это пережить, я верю, что все будут в Риме… И вот этот первый момент встречи с собором Святого Петра всегда особенно ценен и волнителен для меня. В «Тоске» все искусством дышит, здесь главный герой – художник, певица ‒ главная героиня. И для тех, кто знает эти статуи, эти картины, которые нарисованы Рафаэлем, все в этом спектакле связано с именами творцов эпохи Возрождения, и для меня самого «Тоска» неразрывно связана с этими именами.
Что касается самой оперы, то ее представлять лишний раз не нужно, потому что это абсолютный шедевр, победоносно шествующий по миру с момента создания. У нас сложился сильный ровный состав, какой может позволить себе далеко не каждый театр. В партии Тоски на нашей сцене дебютирует Евгения Муравьева, она эту партию пела, к примеру, в венской Штаатс-опере, где ее партнером в партии Скарпиа был Брин Тервель, знаменитый уэльсский певец. Для нас это новое имя, но это будет замечательный подарок зрителям, поскольку Евгения ‒ красавица, умница, потрясающая певица. Она с нетерпением ждет дебюта, а мы с таким же нетерпением ждем встречи с ней. В партии Каварадосси ‒ Константин Захаров, который должен, так скажем, закрепиться в позиции пуччиниевского тенора. Ну и, конечно, Алексей Зеленков в партии Скарпиа. Эта роль уже стала его визитной карточкой. Самая маленькая партия в этой опере – Тюремщик, у которого буквально две фразы. Ее исполнит молодой бас Никита Мухин, который уже поет ведущие партии в нашем театре. И конечно, великолепный ансамбль, великолепный конец первого акта ‒ это Скарпиа и хор. Вот эта вся сила Рима, Ватикана! Это такая мощь! Пусть негативная, со своей какой-то темной энергетикой, но все равно это грандиозно. Великолепная ария Тоски во втором акте, начало третьего акта – знаменитейшая третья ария Каварадосси, которую прекрасно знают любители фигурного катания: на каждом чемпионате мира под нее кто-то катается. Так что приглашаю всех насладиться новыми именами, красивой историй, красочной постановкой очередной раз. И почувствовать эпоху Возрождения, ощутить на себе взгляды старых мастеров.
Дж. Пуччини «Турандот» ‒ 18 февраля в 17:00.
Дж. Пуччини «Тоска» ‒ 3 марта в 17:00.
За дирижерским пультом ‒ маэстро Михаил Татарников.
Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».
Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи в НОВАТе!