Новости

Зачем нам второй «Спартак»?

08 Января 2016

Друзья,
Случилось то, что должно было случиться. Остро волновавшие театралов проблемы ремонта и интерьеров постепенно отошли на второй план. Многие из вас привыкли к тому, что в театре стало красиво и удобно. Более того, уже не представляют себе, как может быть иначе. Ну а когда стиль и комфорт оказываются сами собой разумеющимися, приходит время сосредоточиться на проблемах творческих, в первую очередь, репертуарных.
Взгляните на афишу текущего сезона — почти все, что вам нравится, там есть. 

Думаю, серия «Щелкунчиков», данная в Новый год, подтвердила, что с качественными и востребованными спектаклями театр расставаться не собирается. Правда, детишек в фойе уже не поздравляют Дед Мороз и Снегурочка, о чем многие сожалеют. Однако «Щелкунчик» в НОВАТе — представление настолько яркое и самодостаточное, что вряд ли нуждается в дополнениях. А новогодних радостей можно вкусить в снежном арт- городке на театральной площади. Работать он будет вплоть до апреля, пока солнце не растопит творения дизайнеров.

Поколебать скепсис по поводу сотрудничества НОВАТа с Михайловским театром труднее. Вы пишете: «Почему так много заимствований из репертуара петербуржцев? «Пламя Парижа», «Чиполлино» и вот теперь «Спартак» Ковтуна, хотя в Новосибирске уже есть свой — Григоровича. А где же наши спектакли?»
Сразу уточню: балет «Чиполлино», вопреки мнению некоторых СМИ — не перенос, а оригинальная постановка. С новыми, специально созданными для НОВАТа декорациями и костюмами авторства Вячеслава Окунева. А первая оперная премьера 71-го сезона — «Борис Годунов» с медиа-комментариями — наше абсолютное ноу хау, аналога ему нет ни в одном театре мира. 

Что касается «Пламени Парижа» и «Спартака», то это во всех смыслах «большие спектакли», которые буквально просятся на соответствующую сцену,. Их появление продиктовано желанием по максимуму использовать уникальную площадку НОВАТа, её технические возможности и исторические традиции.

Сомнения по поводу «второго «Спартака» требуют экскурса в историю балета. С тем же основанием можно спросить: зачем нужны новые постановки «Лебединого озера», когда есть бессмертная версия Петипа- Иванова? Ответ очевиден: для разнообразия впечатлений, без которого театр — не театр. Сумрачный «Спартак» Юрия Григоровича и Симона Вирсаладзе — уже нетленная классика. Его величия нисколько не умалит возникшее рядом (не взамен) еще одно прочтение великолепной музыки Арама Хачатуряна. А два одинаковых названия в репертуаре — не редкость. В Мариинском театре в своё время давали две «Спящие красавицы», две «Баядерки», два «Щелкунчика». Выбор, как всегда, за зрителем.

И ещё одно замечание. Заимствования, которые иногда политкорректно именуют копродукциями, — обычная практика современной театральной жизни. Закономерное следствие глобализации, когда театры с наменьшими затратами и наибольшим художественным эффектом стремятся воспользоваться достижениями друг друга — будь-то спектакль в целом или отдельные исполнители. В декабре, к примеру, Большой театр представил «Роделинду» Генделя в версии Английской национальной оперы. От Большого в этом спектакле только оркестранты. И заметьте, оппоненты театрального гиганта ни словом не обмолвились о его творческой несостоятельности. Напротив, всячески подчеркивали причастность Большого театра к славному дому европейской оперы. 

НОВАТ позиционирует себя как часть мирового театрального пространства со всеми на то основаниями: уникальное здание, сильная труппа, современный репертуар, где представлены и эксклюзивы, и копродукция, и спектакли наследия. Ну и конечно, НОВАТ — это образованные, неравнодушные, преданные театру зрители, многие из которых заслуживают отдельного рассказа. 

После одного из спектаклей подошла ко мне пожилая дама и произнесла взволнованную речь.
— Мне у вас все не нравится. То, как театр выглядит. То, как вы теперь называетесь. То, что вы ставите, — все!
— Вы, наверное, первый раз в обновлённом НОВАТе, — попыталась я прервать этот бурный поток.
— Третий. — отрезала дама. — И скоро ещё раз приду!

Дорогая наша зрительница, спасибо за то, что Вы так горячо и прямодушно об’яснились в любви к театру. Нашему с вами театру. А мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы Вы приходили к нам снова и снова.
Ждём вас в НОВАТе!

С уважением, Светлана Наборщикова,
заместитель генерального директора по связям с общественностью