Интервью

Александр Балабанов: «Я всегда работал на все сто процентов»

17 Ноября 2020

16 ноября 75-летний юбилей отметил выдающийся танцовщик, артист Новосибирского театра оперы и балета с 1965 по 1991, Александр Петрович Балабанов. Народный артист РСФСР, член Всемирного совета танца ЮНЕСКО, Почётный работник культуры Новосибирской области, Заслуженный деятель культуры и искусств Новосибирской области, кандидат искусствоведения, профессор и блестящий артист, чьё мастерство покорило зрителей в Новосибирске и далеко за пределами его родного города. В интервью Александр Петрович рассказал о себе и своём творческом пути.

– Расскажите, как Вы пришли в балет?

– Я из первого основного выпуска нашего хореографического училища, точнее наш выпуск первым прошёл полный курс, до нас училище выпустило ребят, обучавшихся по экспериментальной шестилетней программе. Я сейчас уже и не вспомню, как мы узнали о наборе в училище. Мне было 11 лет, когда мы – несколько учеников школы – решили попробовать поступить, толком даже не зная, что это за профессия – артист балета. Для поступления нужна была характеристика из школы и согласие родителей. Тогда авторитет педагога для всех был непререкаем, и именно моя учительница убедила мою маму, что мне нужно попробовать поступить и написала очень хорошую характеристику. Мой папа сомневался в моём выборе, но мама настояла, за что я благодарен ей всю жизнь, ведь именно она определила мой жизненный путь. Вступительный экзамен я сдал успешно, и директор хореографического училища Эмилия Ивановна Шумилова подтвердила маме, что у меня хорошие данные для обучения. Но я был на год старше своих сверстников, поэтому мне пришлось вновь пойти в четвёртый класс, и первый год обучения в училище я был «круглым» отличником. Потом были разные оценки, но по специальным предметам у меня всегда было только «отлично».

– Кто из педагогов оказал на Вас наибольшее влияние в период обучения?

– Первый мой педагог, Сергей Гаврилович Иванов, был для всех нас больше, чем просто преподаватель – это был Учитель с большой буквы. Для многих из нас он стал вторым отцом, несущим всю полноту ответственности за наше воспитание и профессиональное становление. Мы не только осваивали специальность, наши педагоги следили, чтобы мы были всесторонне развитыми, могли достойно представлять профессию в любой ситуации. Педагоги определяли наш круг чтения, проверяли прочитанное, учили нас манерам, правилам поведения (даже как пользоваться столовыми приборами), мы даже учились штопать самостоятельно балетные туфли (хотя первое время мы занимались в носках, это был 1957 год) – моя мама очень удивлялась, что у меня есть и такие навыки.

– Какими были Ваши первые годы работы в труппе Новосибирского театра оперы и балета?

– В театр я пришёл в последний год учёбы в хореографическом училище. Наш выпускной класс (18 человек) пригласил лично директор театра Семён Владимирович Зельманов – замечательный руководитель, потом его перевели в Москву. Директор обратился к нам с просьбой о помощи – театру тогда не хватало профессиональных артистов балета. Он пригласил нас стажёрами в балетную труппу, поэтому последний курс обучения для меня был довольно напряжённым: приходилось совмещать учёбу с работой в театре. Я приходил в балетный класс рано утром и возвращался домой поздно вечером, был занят практически во всех спектаклях, выходил на сцену в балетах, а также в оперных постановках, где были танцевальные фрагменты.
Профессия артиста балета в принципе требует высокой самоотдачи, это тяжёлый труд, но у меня в семье все и всегда много трудились и выполняли свою работу хорошо, поэтому и я не мог иначе относиться к своему делу. Помнится, как-то артисты балета попросили меня не прыгать высоко – мол, Александр, ты сильно выделяешься на фоне остальных артистов кордебалета, но мой педагог Сергей Гаврилович сказал: «Саша, никогда не нужно подстраиваться под остальных – пусть они за тобой тянутся». И я на всю жизнь сохранил это правило – равняться надо всегда только на лучших.
Так получилось, что у меня выигрышная фактура для балета – высокий рост, хорошие данные, поэтому я с самого начала танцевал в первой линии, и уже на третий год работы в театре получил свои первые сольные партии. К выпускному экзамену нас уже хорошо знали в труппе, Никита Долгушин – выдающийся артист балета, который тогда работал в нашем театре, на экзамене сразу предложил показываться в центре зала, без обязательной экзаменационной программы у станка, поскольку уже видел, на что я способен в спектаклях.

– Какая сторона профессии артиста балета увлекала Вас?

– Мне всегда было интересна работа над образом. Меня привлекала именно актёрская, драматическая сторона партии: я всегда хотел как можно лучше понять своего персонажа. Когда я готовил партию Спартака, не один раз перечитал книгу Рафаэлло Джованьоли, пересматривал фильм с актёром Кирком Дугласом. И всегда в творческой, профессиональной жизни сохранял такой подход к новому материалу: при подготовке партии изучать первоисточники. Конечно, я учился у мастеров сцены, которые в то время блистали на балетном небосклоне.

– Спартак – партия, которая стала для Вас судьбоносной, а впервые Вы её исполнили, будучи ещё не очень опытным артистом. Расскажите, как это было?

– Когда в театре готовился балет «Спартак» Арама Хачатуряна (хореограф Евгений Чанга), изначально я танцевал сольную партию абиссинского раба – «Рыбак и рыбка» – в гладиаторском бою на пире у Красса. В этой партии на меня и обратили внимание композитор и балетмейстер-постановщик.
После генерального прогона «Спартак» состоялся художественный совет, где Арам Хачатурян и Евгений Чанга высказали пожелание руководству театра, чтобы именно я танцевал партию Спартака. За десять дней я подготовил партию. Позже на сцене нашего театра свой легендарный балет поставил Юрий Григорович, и в нём я тоже танцевал Спартака, несколько раз – на сцене Большого театра, где партию Красса исполнял выдающийся артист Марис Лиепа. С ним мы были хорошими друзьями, он не раз бывал у меня в гостях, когда приезжал в наш город. Вспоминаю, как мы вышли после спектакля в Большом театре – я танцевал Спартака, Марис – Красса, и поклонники, ожидавшие его у служебного входа, начали аплодировать мне, что было очень приятно и значимо, ведь это означало признание столичной публики, и сам Марис похвалил меня за отличную работу.
Партия Спартака для меня культовая, она не только отвечала моему творческому амплуа лирико-героического танцовщика, но и органично вписалась в мою личность и характер.

– Ваши главные принципы работы?

– Мой первый педагог, Сергей Гаврилович Иванов, учил меня, что артист должен уметь сконцентрировать на себе внимание зрителя с момента выхода на сцену – если ты танцуешь принца Зигфрида (балет «Лебединое озеро»), то даже выходишь так, чтобы все увидели в тебе именно принца, и неважно – спектакль это или репетиция. Хотя некоторые мои коллеги порой и говорили: «Я всё выдам на спектакле», но для меня это было неприемлемо. Я всегда работал на все сто процентов, выкладывался полностью – что на репетиции, что в спектакле. Кроме того, у меня всегда была активная гражданская позиция, я принимал самое живое участие в общественной жизни театра, был секретарём комсомольской организации, затем – секретарём партийного бюро нашего театра, делегатом XVIII съезда ВЛКСМ. Я всегда отстаивал свою точку зрения, продвигал то, что считал важным для театра, отстаивал интересы артистов, служащих театра, добивался справедливости по отношению к ним, зная, какой это изнурительный труд, и какая ответственность – служить Великому искусству.

– Что Вам нравится в артистах сегодняшнего поколения?

– Значительно вырос технический уровень танцовщиков. Из тех, кто сейчас танцует, могу выделить Михаила Лифенцева, Романа Полковникова – талантливые ребята, серьёзно и вдумчиво работают на сцене.

– Что для Вас Новосибирский театр оперы и балета?

– Театр с первого знакомства с ним произвёл на меня сильнейшее впечатление – и само здание, и люди, которые в нём работали. Новосибирский театр оперы и балета с самого открытия был флагманом культурной жизни Сибири, да и всей страны, и остаётся таковым по сей день. Представлять свой театр, творчество коллег для меня всегда было почётной и важной задачей. Я всегда с огромным удовольствием и гордостью рассказывал о нашем театре на многочисленных творческих встречах, проводил экскурсии для гостей из разных городов страны и из-за рубежа.
Мне не раз предлагали переехать, перейти в другие балетные труппы. Во время гастролей за рубежом неоднократно звучали предложения остаться премьером балета на хороших материальных условиях, но я никогда даже не задумывался об этом – я слишком люблю свой театр, свой город, свою публику, и как бы громко это ни звучало, я никогда не оставил бы свою Родину, своих родителей, свою семью.

– Ваши пожелания НОВАТу, в год его 75-летнего юбилея?

– Новосибирский театр оперы и балета для меня – целая эпоха, это мои самые лучшие годы, это вся моя творческая жизнь. Поэтому я от всего сердца желаю моему театру процветания и развития, новых интересных творческих проектов.