На Большой сцене НОВАТа 12, 13 и 14 мая пройдут первые показы главной балетной премьеры 78-го сезона – балета Валерия Гаврилина «Анюта» в постановке легендарного танцовщика, выдающегося балетмейстера, народного артиста СССР Владимира Васильева. Художник-постановщик (сценография и костюмы) нового балета – Виктор Вольский, художник по свету и видеопроекциям – лауреат национальных театральных премий «Золотая маска» Алексей Хорошев.
О своем участии в подготовке премьеры балета «Анюта» на сцене НОВАТа рассказывает Алексей Хорошев.
Сейчас балет Владимира Васильева «Анюта» очень востребован в России – на данный момент он идет в восьми театрах страны, включая Большой театр. В вашей творческой жизни предстоящая постановка балета которая по счету?
Я уже в четвертый раз работаю над этим балетом, но именно в этой версии – вторая постановка.
Вы сказали, что это уже обновленная версия спектакля. Что именно изменилось?
«Анюта» – балет психологичный, с очень подробно и достоверно проработанными персонажами, и немного странно было видеть их в статичных, застывших декорациях. И чтобы придать динамики этой окружающей среде, поместить персонажей в живой пейзаж – городской или какой-то другой – используются современные технологии: цифровая ретушь, дополненная реальность. Кроме того, психология персонажей уводит их в мир снов, фантазий, обусловленных их переживаниями, тревогами, надеждами. И этот мир снов мы пытаемся раскрасить современными средствами и подать зрителю более зрелищно, но вовсе не для того, чтобы достичь какого-то «вау-эффекта», а именно с целью усилить психологизм образов.
Сейчас вы осваиваете большую сцену нашего театра. Как вам работается на этой площадке?
При первом знакомстве сцена вашего театра, конечно, наталкивает на мысль об определенных сложностях, но, я думаю, в процессе диалога и освоения пространства мы найдем способы добиться ощущения некой камерности некоторых сцен, которая очень важна в этом спектакле, или необходимой фокусировки на одном или нескольких персонажах.
Как вы думаете, почему этот балет до сих пор так востребован у публики?
Мне кажется, сейчас очень благодатный период для этого балета. Сейчас пришло его время, поскольку маятник театральных процессов качнулся в направлении психологического театра. В этом плане балет очень свежий и легкий для зрительского восприятия, поскольку это не абстрактная, бессюжетная хореография, а история, основанная на серьезном классическом материале – драматургии чеховского рассказа. Сегодняшняя публика по таким балетам очень соскучилась.
А для вас лично, что самое ценное в этом балете?
У меня самого уже достаточно много мыслей и внутренних переживаний по поводу балета «Анюта». Сравнивая его, к примеру, с литературным источником или с фильмом-балетом, с которого начиналась музыкальная история этого спектакля, я бы хотел отметить совершенно невероятный ход, с которого балет начинается: отпевание матери Анюты в храме. Лично для меня и, я думаю, для зрителей, это очень неожиданно. Рассказ начинается тоже с того, что после венчания вместо бала с музыкой и танцами молодожены едут в монастырь. И, мне кажется, эта церковная тема, в особенности отпевание, совершенно неслучайна и имеет фольклорные корни, когда в свадебном обряде есть внешние черты погребального ритуала. Поэтому, на мой взгляд, отпевание в начале спектакля – это не столько похороны матери Анюты, сколько символические похороны анютиной юности, свободы, и все дальнейшие события только ведут ее к духовному падению и разложению души.
Не кажется ли вам, что при всем этом постановщики спектакля относятся к главной героине с гораздо большей симпатией, чем Чехов к героине «Анны на шее»?
«Анюта» – единственный, как мне кажется, балет, в котором нет ни одного чисто положительного персонажа, кроме, пожалуй, братьев Анюты – мальчиков-гимназистов, которые через весь сюжет проходят такими ангелочками. Каждый персонаж является олицетворением какого-то порока, но тем не менее мы каждому из них в чем-то сочувствуем, кем-то из них очаровываемся, кем-то восхищаемся. И вот как раз эта сложность характеров, образов – самое важное, самое ценное в «Анюте». Единственный персонаж, которому трудно сочувствовать, – это Модест, но у него такой сложный и интересный хореографический рисунок, что зачастую именно этому персонажу достается больше всего зрительских аплодисментов.
Премьерные показы балета «Анюта» В. Гаврилина в хореографии В. Васильева – 12, 13 и 14 мая, 2 и 3 июня.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в театральной кассе.
До встречи на премьере! НОВАТ