Интервью

Больше, чем опера – премьера «Волшебной флейты» в НОВАТе

09 Февраля 2021

Считанные дни остаются до первой премьеры 2021 года в НОВАТе: уже 12 и 13 февраля на Малой сцене пройдут премьерные показы гениальной оперы Моцарта «Волшебная флейта» в постановке дирижёра Дмитрия Юровского и режиссёра Вячеслава Стародубцева.

В преддверии премьеры о новом оперном спектакле рассказывает музыкальный руководитель – главный дирижёр НОВАТа Дмитрий Юровский.

– «Волшебная флейта» – очень необычное произведение. Складывается ощущение, что Моцарт предчувствовал, что скоро умрёт, когда его писал – как будто в одном сочинении сосредоточилось всё – комедия, трагедия, мистика, особая религиозность, связанная не только с членством Моцарта в масонской ложе, но и с месмеризмом (животным магнетизмом), который активно практиковался в венском обществе, современном Моцарту. Это одновременно одно из самых сложных и самых совершенных произведений мирового музыкального театра.

– В музыке «Волшебной флейты» прослеживается переход от поздней классики к ранней романтике. Когда слушаешь эту музыку, понимаешь, что из неё многое почерпнули и Бетховен, и Вебер, и Шуман, и даже Верди, в этом смысле «Волшебная флейта» – это азы всего в мировой опере. Для меня представляется очень важным, чтобы немецкая опера звучала в Новосибирске, в нашем театре, и именно с этой оперы, я считаю, очень важно начинать.

– Оперу Моцарта можно сравнить со шкатулкой с множеством секретных отделений, но, к сожалению, проблема в том, что верхние ящички открываются слишком часто. Из всего богатства этой оперы, две – три арии звучат постоянно, это не означает, что они приелись, но означает, что исполнение этой оперы зачастую ограничивается этими верхними пластами, а в нашей постановке мы хотим погрузиться в глубину. В «Волшебной флейте» ещё много музыкального материала, который заслуживает пристального внимания, но его знают гораздо меньше.

– У меня особое отношение с этой оперой, поскольку я вырос в Германии – стране, где «Волшебную флейту» играют едва ли не чаще, чем «Евгения Онегина» в России. От самых маленьких провинциальных театров и оперных студий, до самых крупных столичных театров – «Волшебную флейту» ставят везде. И с одной стороны – это причина несколько потребительского отношения к этой опере, с другой – для немецкой музыкальной культуры «Волшебная флейта» – самое святое, к чему может прикоснуться музыкант.

– Ещё в годы моего обучения сложностью для меня было сыграть оперу так, чтобы не разбить её на фрагменты – найти интерпретацию одной линии, сохранив целостность всего музыкального действия. Это касается и диалогов, потому что диалоги в опере должны поддерживать действие, не разбивая музыкальную ткань.

– Перед нами непростая задача, но я уверен, что после всего, что мы уже проделали в театре – с оркестром, с солистами, с хором – мы созрели для «Волшебной флейты». И это касается режиссёрской работы, и работы художников и драматической стороны работы вокалистов.

– «Волшебная флейта» – немного больше, чем опера, и для нас важно, чтобы в спектакле присутствовали и жанровые приметы оперетты, и абсолютная религиозность, и эзотерическая мистерия, и восточная философия.

Премьера. «Волшебная флейта» – 12 и 13 февраля.