С исполнителем заглавной роли в первой премьере 2016 года и будущим худруком балета НОВАТа встретилась Яна Курилович
НОВАТ: Денис, до премьеры «Спартака» остались считанные дни. Каков настрой?
ДЕНИС МАТВИЕНКО: Боевой! А что, не видно? (смеётся)
Н.: Спартак — партия героическая. Щелкунчик, которого вы танцевали на излете года, — лирическая. Смена персонажей как-то влияет на ваше настроение?
Д. М.: В жизни? Никак. А на сцене — конечно. Ведь мы же актеры, мы создаем своих героев. Я читаю соответствующие книги, смотрю фильмы, слушаю музыку, ищу позы. Это нормально. Сцена — абсолютно другой мир., другая эпоха, другие люди.
Н.: Путешествие во времени в пространстве?
Д. М.: Да, это как путешествие. Именно так и нужно перевоплощаться — балет не кино, у нас нет дублей.
Н.: Говорят, что театр — самое честное из искусств, потому что дает только один шанс произвести впечатление на зрителя.
Д. М.: Так и есть. Так и должно быть. И этот шанс нужно использовать достойно.
Н.: Ваше знакомство со «Спартаком» началось с балета в хореографии Григоровича?
Д. М.: Да, в 2005 году, а в 2008-м продолжилось «Спартаком» Ковтуна. Общий в этих постановках только сюжет. Но у Ковтуна история рассказана более подробно. Это абсолютно разные спектакли. Григорович — уже классика. А «Спартак» Ковтуна я бы не назвал ни балетом, ни шоу, скорее — действом. Или ещё точнее — блокбастером. Хотя основа, естественно, хореографическая, и если нет нужного образования, исполнить его невозможно. Когда мы были на гастролях в Лондоне, в одной из рецензий написали, что «Спартак» — не балет, но увидеть его нужно. Может быть, это балет XXI века? Не знаю.
Н.: Судя по боям, снятым для нашего видео-анонса, спектакль динамичный и зрелищный.
Д. М.: Бои шикарные. И выглядят очень эффектно, даже кровожадно. У Григоровича боевые сцены театрализованные, у Ковтуна — кинематографические. Это, кстати, видно в упомянутом вами промоклипе. Там можно посмотреть на сражение в разных ракурсах, а не с одной точки, как в театральном зале.
Н.: Неужели бьетесь на настоящих мечах?
Д. М.: Нет, конечно (смеётся). У кордебалета мечи потяжелее, а у солистов — полегче, титановые. Иначе устают руки.
Н.: А вообще вам нравится партия Спартака?
Д. М.: Конечно же, я мечтал станцевать эту роль. И если брать Спартака отдельно от балета, как исторического героя, мечтал его сыграть. Думаю, мы все, а тем более балетные, в детстве не наигрались. Каждый артист — фантазер и свои фантазии реализует на сцене. А здесь можно так повоевать! (смеётся)
Н.: Через полгода вы вступаете в должность художественного руководителя балета, и, очевидно, на спектакль будете смотреть не только глазами солиста, но и будущего худрука. Что самое важное для вас сейчас?
Д. М.: Важно, чтобы все артисты были живы-здоровы, ведь спектакль опасный. Чтобы этот «Спартак» полюбили, потому что здесь все видели балет Григоровича, и, естественно, будут сравнения. Но сравнивать не стоит. Это, повторюсь, абсолютно разные спектакли. Любая новая работа для артиста — развитие. Независимо от того, удачная она или нет. Мне важно, чтобы артисты развивались. Если этого не происходит, то возникает обыденность, рутина, которых быть не должно.
Н.: В предыдущую нашу встречу мы говорили, что ваше знакомство с труппой только началось, сейчас вы уже репетируете вместе. Что скажете?
Д. М.: Я вижу здоровый коллектив. Большой потенциал. Артисты — классные. Талантливые, красивые, крепкие. Вижу, что можно делать все, и сразу захлестывают мысли, потому что хочется делать все сразу. Не знаю, какой была труппа до Игоря Анатольевича Зеленского, но, наверное, это его заслуга.
Н.: Вы будете увеличивать состав?
Д. М.: Да. Нам нужно как минимум 20 мужчин. Вакансии открыты. И моя задача заняться именно этим. Проведем два аудишна — в Новосибирске и в Санкт-Петербурге.
Н.: Ваше видение артистической составляющей понятно. А каким вы представляете своего зрителя?
Д. М.: Город большой, город театральный. Важно, чтобы зритель пришел в театр, и это стало для него событием, несопоставимым, скажем, с посещением кинотеатра. Он должен понимать различие. «Звездные войны» будут идти еще месяц, а каждое наше выступление — уникально. Оно не может быть повторено. И этот элитарный вид искусства не может быть дешевым. Уже по тому количеству сил, которые театр тратит на постановку...
Н.: Не могу не спросить, как вам наша сцена?
Д. М.: Сцена потрясающая. Именно на сцене такого масштаба и должны идти такие спектакли, как «Спартак». Он фантастически будет выглядеть. Осталось дождаться премьеры.