Интервью

Дмитрий Юровский: хочу «заразить» Европу русской оперой

12 Июля 2017

Музыкальный руководитель НОВАТа Дмитрий Юровский возглавил работу над постановкой оперы «Садко» в Королевской фламандской опере в Генте, где до прихода в Новосибирский театр семь лет занимал пост главного дирижёра. В интервью дирижёр подробно рассказал о работе над постановкой по опере Римского-Корсакова.

– Постановка «Садко в Королевской фламандской опере – это был ваш проект?

– Да, поставить «Садко» предложил я сам, так как мне всегда было важно исполнять русские оперы. Причём, наряду с самыми известными мне было важно исполнять оперы, которые ставятся нечасто даже на российских сценах, к примеру, «Чародейка» Чайковского, или тот же «Садко».

При этом нужно понимать, что в европейских театрах постановки достаточно нетрадиционные. «Садко», поставленный в Генте, имеет слабое отношение к сказке, былине, но основная сюжетная линия была сохранена. Традиционно в Европе при постановке оперы действие либо переносят в сегодняшний день, либо в какую-либо утопию. Вот и в спектакле «Садко» действие происходит безотносительно какого-либо времени, и чисто визуально в спектакле мало яркости, мало сказочного.

В работе над спектаклем были свои трудности. Несмотря на то, что значительная часть музыкально-постановочной группы была русскоговорящей, нам приходилось буквально переводить с русского на русский, поскольку это былина, написанная своеобразным, древним языком. Некоторые выражения не в каждом словаре найдёшь. Не уверен, что российская публика с лёгкостью поняла бы язык этой оперы.

– Насколько популярны сейчас оперы русского репертуара в Европе?

– Вообще русские оперы в Европе ставят нечасто – на западе их всегда любили, но ограничивались, как правило, постановкой четырёх – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Хованщина», «Борис Годунов». Я работал музыкальным руководителем Фламандской оперы семь лет, и за это время мы поставили три оперы Чайковского, оперы «Хованщина» и «Катерина Измайлова». «Садко» – шестой спектакль русского репертуара, поставленный мной во Фламандской опере, а в следующем году будет «Игрок» Прокофьева.

– Нам известно, что в этой постановке пел солист НОВАТа.

– Да, в опере Веденецкого гостя пел наш баритон Павел Янковский, для которого это стало хорошей работой. Несмотря на то, что у Веденецкого гостя всего одна ария, Павла очень хорошо принимали. У него, пожалуй, был самый большой успех.

– Как приняли ваш спектакль?

Европейской публике понравилось – на каждом спектакле был полный зал, что удивительно для конца сезона. После показов было приятно услышать от публики и от коллег по работе в музыкальном театре, какая это замечательная опера. Значит, нам удалось достичь нашей главной цели – «заразить» европейское музыкальное сообщество оперой «Садко». И теперь можно надеяться, что ее будут исполнять немного чаще. В своё время нам удалось также «заразить» Европу оперой «Чародейка», которая до этого там была неизвестна. За последние пять лет там готовится уже седьмая её постановка. Нам удалось проделать это и с оперой «Мазепа», которую до этого в европейских театрах также не исполняли, а для этого нужен своего рода фанатизм, особое отношение к русской опере вообще, и в частности к редко исполняемым произведениям.

Ближайший спектакль с участием Дмитрия Юровского – балет «Спящая красавица» – состоится 20 и 21 июля. Билеты в кассах и на сайте театра.

Фото Виктора Дмитриева.