Интервью

Эльдар Нагиев: Квартет — это человек с четырьмя характерами

23 Февраля 2016

НОВАТ- квартет / Эльдар Нагиев (скрипка), 
Марина Лебедева (скрипка),
Романа Аверин (альт),
Михаил Шакиров (виолончель) / станет героем цикла «Час квартета». 


Первый концерт — 23 февраля. С руководителем проекта, лауреатом международных конкурсов Эльдаром Нагиевым встретилась Светлана Наборщикова.


НОВАТ: У вашего коллектива яркое и звучное название.

Эльдар Нагиев: И очень логичное. Где дом, там и название (смеётся). В Новосибирске хорошо известен «Filarmonica»-квартет. Думаю, что наш ничем не хуже.

Н.: Квартетная музыка — особый жанр. Многие считают ее удовольствием для гурманов. А с чем связана ваша любовь к квартету?

Э. Н.: Квартет, начиная со школы, остается для меня эталоном качества струнного исполнительства. Квартет — это не четыре человека. Это один человек с четырьмя характерами. И он должен быть готов к трудностям. Репетировать порой приходится в перерыве между репетициями и спектаклями. Иногда требуется приехать в восемь утра, чтобы успеть позаниматься... Те, с кем я работаю, все это хорошо понимают и принимают. Остается только двигаться в нужном направлении, шлифовать наши ансамблевые и музыкальные качества, чтобы в итоге свести их к одному знаменателю.

Н.: Ваш концерт проходит в рамках образовательного проекта «Открытый НОВАТ». Что собираетесь рассказать слушателям?

Э. Н.: Ответим на все вопросы, которые у них возникнут. Хотелось, чтобы они были совершенно свободны в своём мнении. Мы ни коем случае не собираемся навязывать наше видение музыки.

Н.: Для начала вы остановились на квартетах Бетховена и Гайдна. А что будет в следующих концертах?

Э. Н.: Сейчас в работе несколько произведений, в том числе Седьмой и Девятый квартеты Шостаковича, скоро приступим к Восьмому. Хороших квартетов много — есть, что выбрать и показать публике. Например, малоисполняемые в России квартеты Сен-Санса — потрясающая музыка! Или сочинения польского композитора Станислава Монюшко, которые мы играли на международном конкурсе в Омске.
Задумка концертов — в диалоге авторов. То есть в афише должно быть два композиторских имени. Сейчас думаем, кто из композиторов вступит в диалог с Шостаковичем ( смеётся).

Н.: К концу сезона в НОВАТе откроется концертный зал. Что планируете там сыграть?

Э. Н.: Буду думать. Хотелось бы что-то яркое, интересное — чтобы показать наш квартет в самом лучшем качестве.

Н.: Репертуар обсуждаете с музыкальным руководителем Дмитрием Юровским? Или вы свободны в выборе?

Э. Н.: Ему понравилась наша программа. Ну, а в случае разногласий всегда можно найти золотую середину — я открыт для диалога.

Н.: У вас очень насыщенная оркестровая карьера — успели поработать в разных оркестрах, как в России, так и на Западе. Что запомнилось?

Э. Н.: Многое. Например, в Мариинском оркестре я узнал, что такое «мясорубка». Когда основную часть оркестра включают во все оперы, балеты, концерты, гастроли, и все это без выходных. Причём я работал в театре, параллельно учась в Петербургской консерватории.

Н.: Суровая школа.

Э. Н.: Да. Но старшие товарищи говорили: если уж пришел сюда, то, несмотря на усталость, надо все равно выдавать качество... Потрясающий опыт был у меня в должности концертмейстера Лапландского камерного оркестра. Оказалось, в Финляндии концертмейстер обязан быть не только скрипачем, но также иметь навыки дирижирования, и работать с оркестром — то есть вся черновая работа лежит на его плечах. Там я и загорелся идеей симфонического дирижирования, которую смог воплотить в Новосибирске. Учусь сейчас на третьем курсе нашей консерватории у замечательного педагога Алексея Анатольевича Людмилина.

Н.: Возможно, скоро мы увидим вас за дирижерским пультом НОВАТа?

Э. Н.: Не знаю... Это огромная ответственность. Не хочу быть серым дирижером, которым недовольны оркестранты, это для меня как ночной кошмар. Слава Богу, что у нас в театре таких дирижёров нет.

Н.: Понимаю, что предела совершенству не существует, но все-таки: каким должен быть идеальный участник квартета?

Э. Н.: Во-первых, он должен уже на первой репетиции хорошо знать свою партию, даже если он никогда не играл это произведение.
Во-вторых, необходимо знать музыку, которую исполняешь — до начала работы послушать записи, что-то почитать.
В третьих, нужно быть очень гибким в своем музыкальном видении. Какими бы демократичными мы не хотели казаться, всегда надо принимать то, что считает нужным руководитель. У меня в квартете это удается. Хотя, конечно, у музыкантов надо спрашивать, насколько они мною довольны (смеется).


Фото: Из личного архива Эльдара Нагиева