Интервью

Елена Долгалева: «С этим “Щелкунчиком” меня связывает большая любовь»

12 Октября 2023

Творческий тандем выдающихся творцов XX века – хореографа Юрия Григоровича и художника Симона Вирсаладзе – подарил миру восемь балетных спектаклей, вошедших в сокровищницу мировой классики. В современном репертуаре нашего театра представлен созданный мастерами балет «Спартак», а уже в ближайшие дни сибиряки и гости нашего города смогут увидеть на грандиозной сцене НОВАТа еще один спектакль в постановке Юрия Григоровича и сценографии Симона Вирсаладзе – «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Эту версию знаменитого русского балета эксперты считают эталонной: в спектакле музыка, хореография и визуальное решение сосуществуют в единстве и абсолютной гармонии.

Художник-технолог Елена Долгалева на протяжении многих лет работает со спектаклями Юрия Григоровича, бережно и почтительно воссоздавая костюмы Симона Вирсаладзе в новых обращениях театров к легендарным постановкам. Елена рассказала о своем особом отношении к работам творческого союза Григоровича и Вирсаладзе.

Удивительно, что этому балету уже более полувека, а он выглядит свежо и современно. В чем секрет?

Да, «Щелкунчик» Григоровича и Вирсаладзе не старится, не ветшает. Безусловно, технического износа материалов не избежать, но сами идеи, находки Симона Багратовича до сих пор интересны и современны, и многие художники берут их на вооружение. Я это наблюдаю постоянно, так как работаю со многими театрами и сталкиваюсь с совершенно разными «Щелкунчиками»: бывает две-три различные постановки в год, но приемы зачастую одинаковые. К примеру, нередко встречаются вставленные в костюм обручи и еще многое другое из того, что придумал и реализовал именно Симон Багратович Вирсаладзе. В нашей среде даже говорят «в цвет Вирсаладзе», «в технике Вирсаладзе». И сразу все понятно.

Признаюсь, меня с этим спектаклем связывает большая любовь. И причин для этого несколько. Началась эта любовь в семь лет, когда моя мама – она была балериной – впервые привела меня на спектакль, и это был «Щелкунчик» Григоровича. Затем, уже в девятнадцать лет, я попала в студию Юрия Николаевича Григоровича при Большом театре и участвовала в спектакле студии как молодая балерина. Я станцевала в этом спектакле все: испанскую куклу, индийскую куклу, была солисткой в вальсе, снежинкой. А когда в 1995 году я пришла в труппу Большого театра, у нас было несчетное количество «Щелкунчиков»: я танцевала и мальчиков, и девочек, и кукол, и снежинок, и вальс, только мышей не довелось. Я знаю этот спектакль не просто изнутри – я носила его на себе, я знаю все костюмы: как они должны сидеть, как они должны дышать, как в них должны работать руки и ноги, чтобы ничего не мешало.

Вообще, поколение артистов, художников, всех мастеров, кто работал с материалом этих великих балетов, – это как отдельная каста людей, сразу утверждающая высокий уровень мастерства. Они были духовно едины с Григоровичем и Вирсаладзе. После работы с этими балетами в спектаклях современных хореографов – небесталанных, интересных – иногда не хватает этой глубины, многослойности, перспективы. Постановки настолько продуманы и хореографом, и художником, что каждый шаг, каждая деталь здесь важны. Причем здесь удивительно логичная хореография. Как бывшая балерина я могу об этом судить. Это можно танцевать, что называется, «с листа». Не раз так бывало, что кто-то заболел, ты его заменяешь в спектакле и можешь станцевать почти без репетиций: настолько хореографически все логично выстроено. Я немного преувеличиваю, все-таки это не во всех спектаклях возможно, но в некоторых – да, можно станцевать «с листа».

Я уже пятнадцать лет помогаю восстанавливать балеты Юрия Николаевича и Симона Багратовича. Можно сказать, что это моя жизнь, это моя страсть, граничащая с фанатизмом. У меня есть паспорта практически всех спектаклей этих двух гениев, и, приезжая в любой театр, если там были их спектакли, я непременно нахожу костюмы, сравниваю с тем, что есть у меня, делаю какие-то свои выводы. У меня, можно сказать, свой музей, в котором есть и старые костюмы из «Щелкунчика» – костюмы великих танцовщиков, которые сегодня работают уже как педагоги. В общем, я никогда не пройду мимо чего-либо, касающегося этого спектакля. Это настоящий кладезь интересных идей, приемов, цветов… Бывает, возьмешь старый костюм, подпорешь уголочек, а там истинный цвет. Что очень важно – здесь нет открытых цветов. Вирсаладзе был новатором со своим особенным чувством цвета, его краски всегда яркие, но не хамовато-кричащие. Для примера возьмем костюм китайской куклы: при всей яркости цветового решения он не вызывающий, а благородный. Поэтому, чтобы получить цвета Вирсаладзе, современные материалы нам иногда приходится «облагораживать».

Когда соприкасаешься с работами таких мастеров, самое главное – ничего не испортить, а просто сохранить все, что было ими создано. Не нужно ничего вносить своего, здесь все на своем месте, все совершенно, любое решение на высочайшем профессиональном уровне. Это касается и хореографии, и декораций, и костюмов, и работы художника по свету. Это очень большая и сложная работа. И работа непременно командная: работа людей, танцующих на сцене, рисующих, делающих макеты, хранящих паспорта спектаклей.

Ни один другой «Щелкунчик» я не приняла так, как этот балет. В других постановках мне всегда чего-то не хватало: либо сказки, либо танцевальной лексики, либо цвета. А от этого спектакля – и в своей сегодняшней ипостаси художника-технолога, и прежде как балерина – я всегда получаю исключительно удовольствие.

Премьера. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии Юрия Григоровича на Большой сцене НОВАТа – 13, 14, 15 октября, 19–31 декабря.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на официальном сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на премьере! НОВАТ