Известный петербургский дирижёр Михаил Татарников уже не первый год успешно сотрудничает с НОВАТом. В текущем сезоне под управлением маэстро в театре уже состоялись оперные спектакли «Бал-маскарад», «Кармен», «Пиковая дама» и балет «Спящая красавица».
В интервью Михаил Татарников рассказал о своём пути в профессии и планах на ближайшие месяцы.
– Вы работали со многими российскими и зарубежными музыкальными коллективами, каковы Ваши впечатления от работы с новосибирской труппой?
– Я приезжаю в Новосибирск с большим удовольствием. Несмотря на удаленность от музыкальной Европы, НОВАТ можно считать одним из ведущих европейских театров: прекрасный оркестр, сильные голоса, великолепная балетная труппа, удивительной красоты здание, очень музыкальная публика. Сегодня в непростой ситуации, когда из-за пандемии европейские театры вынуждены отменять спектакли, НОВАТ, как ледокол, преодолевает все преграды и продолжает работу.
– В августе Вы приняли участие в юбилейном Зальцбургском музыкальном фестивале. Расскажите об этом событии?
– Не скрою, я очень горжусь, что был удостоен чести выступить на Зальцбургском фестивале в его столетний юбилей и впервые встать за пульт знаменитого оркестра Mozarteum. Программа концерта полностью состояла из сочинений Петра Ильича Чайковского – в этом году исполнилось 180 лет со дня рождения композитора. Арии и дуэты из опер Петра Ильича исполняли Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов, с которыми у нас уже было много совместных выступлений. Программу мы готовили вместе: артисты выбрали, что хотели бы петь, а я определял симфонические фрагменты и порядок следования номеров.
– Несколько лет назад Вас наградили знаком «Чайковский» за вклад в развитие музыкальной культуры. Что значит для Вас творчество гения русской музыки?
– У меня, как у российского музыканта и вообще русского человека, к тому же коренного петербуржца – особое отношение к музыке Чайковского. Например, опера «Пиковая Дама» – самая петербургская опера, одна из вершин оперного жанра, она гениальна в каждом такте.
– Чем отличается работа над симфоническим произведением и репертуаром музыкального театра?
– Я считаю, что каждый дирижёр и каждый оркестр должен стремиться исполнять как репертуар музыкального театра, так и симфонические произведения любой сложности. Но важно отметить, что есть абсолютно разная специфика работы над балетным и оперным спектаклем. Чтобы работать над оперой, надо любить певцов, понимать их голоса, слушать, привыкать, понимать их характер – здесь очень много нюансов. В работе над балетным спектаклем необходимо ориентироваться на возможности танцовщиков, быть чутким к особенностям хореографии.
– Каковы на Ваш взгляд слагаемые успеха в профессии дирижёра?
– Прежде всего, нужно много учиться. Мне в этом повезло – я выпускник Санкт-Петербургской консерватории. Также важно вовремя получить практику. В моем случае – опыт работы в Мариинском и Михайловском театрах, на европейских площадках. Нужно использовать любую возможность расти в профессии, но при этом оставаться собой, и самое главное – любить музыку.
– Кого из дирижёров Вы могли бы назвать своим ориентиром?
– На мой взгляд, в каждом репертуаре – свой ориентир. Если мы говорим о Верди, то здесь одним из лучших современных мастеров я считаю Риккардо Мути. Петербургская и московская дирижёрские школы дали миру двух гениев, которых я безгранично уважаю – Евгения Александровича Мравинского и Евгения Фёдоровича Светланова. Но, несмотря на то, что я представитель петербургской школы, моей душе ближе творчество Евгения Светланова.
– Когда Вы поняли, что Ваше призвание – профессия дирижёра?
– Дирижером был мой дедушка – Джемал Далгат. Сам я поначалу не задумывался о дирижерской карьере, по первому образованию я скрипач, работал в оркестре Мариинского театра. Желание стать дирижером пришло ко мне после того, как я услышал запись оперы «Богема» Пуччини под управлением Герберта фон Караяна. Затем последовали три года факультатива и пять лет обучения профессии дирижера в консерватории. В Мариинском театре я начал вставать за дирижёрский пульт, ассистируя Валерию Абисаловичу Гергиеву, которому я очень благодарен и считаю своим учителем. Осознал момент перехода от артиста оркестра к дирижёру, когда заметил, что отношения с моими друзьями – оркестрантами изменились, появилась некоторая дистанция. Я понял, что шагнул на другую ступень творческого развития.
– Расскажите о Ваших творческих планах?
– В условиях пандемии очень сложно планировать что-либо, в любой момент все может измениться. Я очень рад продолжить работу в НОВАТе, ценю и уважаю своих коллег. Постараюсь приложить все свои усилия и знания, чтобы театр становился только лучше, а публика оставалась довольной. Ближайшие запланированные международные проекты – постановки опер «Борис Годунов» Мусоргского в Парижской опере и «Псковитянка» Римского-Корсакова в Великобритании, сотрудничество с театром Сан-Карло в Неаполе.
– Опишите себя в работе?
– Я люблю работать энергично и весело, но иногда в работе приходится проявлять авторитарность. Важно быть органичным, оставаться собой, а главное – в этом я убежден - оркестр необходимо вдохновлять!