Интервью

Музыка «Собора»

29 Октября 2021

В преддверии премьеры балета Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери» на сцене НОВАТа, в разгар насыщенных, сложных репетиций оркестра удалось поговорить о музыке балета с Арманом Уразгалиевым, дирижером Государственного театра оперы и балета «Астана-Опера», музыкальным руководителем постановки.

Каким было Ваше первое знакомство с музыкой Мориса Жарра? Какое впечатление она на вас произвела?

Арман: Морис Жарр известен в первую очередь как композитор к кинофильмам – он лауреат трех премий «Оскар», премии «Грэмми» и четырех премий «Золотой глобус». Неподдельный интерес к его музыке у меня появился в процессе постановки балета «Собор Парижской Богоматери» (далее – «Собор») в «Астана-опера».
В любом случае, когда ты открываешь партитуру и видишь имя автора – хочется узнать о нем, составить общее представление. У Жарра богатое творческое наследие – им было создано пять балетов, множество симфонических произведений, музыка к драматическим спектаклям...

Вы опираетесь на существующие трактовки «Собора» или у вас есть личное прочтение?

Арман: Личная трактовка сложилась посредством изучения «письма» композитора. Что такое партитура? Это «письмо» композитора. Моей задачей является грамотно прочесть его – увидеть все буквы, знаки препинания, разглядеть все. Безусловно, я слушал записи – элементарно сидя в балетном зале на репетиции. Но в процессе изучения партитуры у меня сформировалось свое представление.

И в этом процессе оказалось много увлекательного, сложного, особенного?

Арман: По первому образованию Морис Жарр инструменталист – ударник – это и предопределило особенность партитуры «Собора». Буквально в одном такте метроритм может меняться неоднократно, причем абсолютно нестандартно. Используется большое количество ударных инструментов (порядка сорока наименований) и самих исполнителей – для этой партитуры нужно двенадцать ударников. Множество инструментов необходимо искать – не везде они есть. Из редких используется, например, наковальня. Язык музыки непривычный, сложный, по звучанию очень интересный. Соединение инструментов специфическое, например, туба и альтовая флейта, флейта-пикколо, арфа и т.д.
Помимо оркестра также участвует мужской хор. Основные сложности для музыкантов – непривычно звучит, непривычно играть, непривычно считать, но мы с этим справились.

Ролан Пети и Морис Жарр оказались ближе к роману Гюго, чем, к примеру, другие авторы? Как Вы считаете?

Арман: Ролан Пети (создатель балета) использовал литературный сюжет Гюго, сохранив название. Хотя и ранее к роману обращались... Например, в балете «Эсмеральда» Жюля Перро события разворачиваются легко, романтично, несколько непринужденно, весело. А Ролан Пети, на мой взгляд, точно передал сюжет – показал суровую реальность романа.
Морис Жарр, благодаря работе в драматическом театре, скрупулезно отнесся к музыке – она ярко иллюстрирует все, что происходит на сцене – каждый характер. Например, сложный образ Квазимодо, прошедший определенную трансформацию от подчинения своему господину к спасению возлюбленной Эсмеральды.

Для широкого слушателя - с разными предпочтениями и слуховым опытом - эта музыка доступна, как Вы считаете?

Арман: Любой публике подготовленной (профессиональные балетоманы, музыканты и др.) или неподготовленной – музыка придется по душе. Исходя из моего опыта, данный спектакль везде принимается «на ура». Я думаю, что «Собор Парижской Богоматери» в Новосибирском театре оперы и балета будет жить долго и каждый раз вызывать неподдельный интерес у публики.


Ближайшие спектакли с участием Армана Уразгалиева – премьерные показы балета «Собор Парижской Богоматери» – состоятся 29, 30 и 31 октября. Билеты в кассах и на сайте театра.