Многочисленных поклонников премьера балетной труппы НОВАТа Романа Полковникова приглашаем на спектакли с его участием в начале 80-го сезона.
Наш замечательный артист на недавних гастролях НОВАТа блестяще выступил на Исторической сцене Большого театра. Одна из самых сильных работ танцовщика ‒ Квазимодо в балете Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери» ‒ была высоко оценена московским зрителями и впечатлила экспертов. «Яркий актер, безупречно выученный танцовщик и внимательный партнер», ‒ оценила работу Романа обозреватель Валерия Шаманова («Литературная газета»).
Увидеть любимого артиста на Большой сцене НОВАТа вы сможете совсем скоро: 14 сентября Роман исполнит партию благородного Конрада в балете «Корсар», а в преддверии сезона предлагаем вашему вниманию интервью артиста.
Сезон для вас был достаточно насыщенным. Какие события вы можете особенно выделить?
Знаете, для меня каждый сезон в работе проходит так стремительно, что можно сравнить с рекой, на которую ты смотришь: вода быстро утекла и все уже в прошлом. Конечно, самые свежие впечатления в финале сезона. Как вишенка на торте ‒ это исполнение партии Квазимодо в балете «Собор Парижской Богоматери». Для меня очень важно, и, конечно, большая честь, выступить на Исторической сцене Большого театра.
В нашем театре в этом году мы выпустили «Корсар» и «Щелкунчик». Начали со «Щелкунчика», но, если честно, это не совсем приятная для меня тема, потому что по каким-то причинам меня не поставили в премьеру. Меня это всегда очень задевает. Я, вообще, не люблю хвастаться, но хотел бы точно сформулировать свою мысль, чтобы не казалось при этом, что я себя хвалю: мне очень повезло, поскольку у меня от природы хорошие данные, ноги как будто созданы для классического балета, к тому же сейчас я в хорошей форме. Если мне не дают танцевать подобные вещи, я очень переживаю. Мне ведь 37 лет, для балета это серьезный возраст, а время уходит стремительно, как река.
Вы сейчас пробуете себя как педагог, верно?
Достаточно давно многие ребята подходят ко мне за советами, спрашивают. Но, признаюсь, на сегодняшний день цели переквалифицироваться в педагога у меня пока нет.
А на будущее? Нам известно, что в Новосибирском хореографическом училище вы в этом году очень успешно с ребятами общались.
Дети — это святое, я никогда не отказываюсь встретиться, поделиться опытом, очень уважаю труд педагогов, но не думаю, что готов буду скоро перейти туда на постоянную работу. Если только несколько раз встретиться с ребятами в училище. Знаете, мне кажется, что такие моменты даже намного важнее, потому что когда приходишь на целый сезон, к тебе прилипает группировка молодых ребят, с которыми начинаются отношения протяженностью в год, а может и больше. Сами понимаете, все может приесться, могут возникнуть какие-то разногласия, ссоры и тому подобное. Более того, ребята-то все приходят в училище в 10 лет, а к 13‒15 годам у них начинается подростковый период, юношеский максимализм. И прививать им дисциплину, гонять их, я считаю, должны, какие-то другие люди, возможно, воспитатели, а не педагоги. А вот если прийти, к примеру, несколько раз в сезоне, когда дети заинтересованы и внимательно тебя слушают, то они могут усвоить намного больше информации.
Вы понимаете, балет ‒ это спорт, и спорт непростой. Я с 19 лет начал уже серьезно танцевать, и не в кордебалете, а как ведущий солист. Спартака в девятнадцать станцевал. Получается, что я 18 лет уже, можно сказать, в «большом спорте». Конечно, уже чувствуется некоторая усталость организма.
У вас в сезоне еще было два выездных выступления.
Немного больше. Было два гала-концерта ‒ во МХАТе Горького в Москве и в Михайловском театре в Петербурге, в которых я танцевал с Анжелиной Воронцовой, а еще «Баядерка» и гала-концерт в Якутске.
Во МХАТе неожиданно оказалась очень хорошая сцена. Мне все понравилось, и я уверен, что мы точно там еще побываем. Приятный театр, очень комфортная сцена. Обычно, когда выступаешь не каких-то не предназначенных для балета площадках, это очень чувствуется: какой-то дискомфорт, что-то не так, неправильно. Здесь ничего не резануло, я спокойно сделал свою работу.
А в Михайловском театре осенью был гала-концерт в рамках культурного форума. Сейчас, когда мы говорим об этом, я осознаю, что это были большие события: юбилейный гала-концерт во МХАТе, знаковый гала на культурном форуме... Когда же я находился там, в процессе, внутри, я как сквозь туман воспринимал все, потому что был сосредоточен на работе. Нужно было все очень быстро делать: оркестр, темпы, свет ‒ все настраивалось прямо перед спектаклем на генеральной репетиции. Поэтому внимание было перенаправлено в другую сторону. Так что я только сейчас понимаю масштаб событий.
Отдельно хочу рассказать о недавней поездке в Якутск на всероссийский фестиваль балета «Стерх», который проходил в конце мая ‒ начале июня. В фестивале принимали участие артисты из Большого и Мариинского театров, из Белоруссии, Казахстана. Мы с Ольгой Гришенковой танцевали «Баядерку» в очень ценной для меня редакции. Именно в ней я когда-то в первый раз станцевал Солора, а еще мы участвовали в заключительном гала-концерте.
А постановка «Корсара» с Александром Омаром? Для нашего театра это спектакль знаковый.
Спектакль давался непросто, поскольку для меня это уже четвертая редакция «Корсара». Очень трудно менять нюансы, детали, музыка ведь одна и та же, а тело может автоматически двигаться так, как мышечная память подсказывает, а не так, как требуется. В этом заключалась сложность. Именно поэтому на репетициях я иногда допускал ошибки: все заученное по трем редакциям постоянно смешивалось с новой информацией. Проще запомнить новое, очень сложно отключить старое, чтобы оно не мешало.
С Александром Омаром работалось комфортно, поскольку мы давно знакомы, хорошо общаемся. Мы как-то быстро друг друга, как говорят, «считали», поэтому быстро сдружились. Александр ‒ мудрый парень, я уважаю его, мне нравится его подход к работе: ничего лишнего, все по делу. Я думаю, впереди нас ждет прекрасный сезон.
Чем вы собираетесь заниматься в отпуске?
Не получится отдохнуть, потому что уже 10 сентября мы выходим, а четырнадцатого у меня «Корсар». Там тяжелое па-де-де. В прежних редакциях было трио, и этот музыкальный фрагмент был поделен на троих. Мне, кстати, это очень нравилось, потому что каждый из нас вылетал на сцену «мочить», по-другому не могу сказать. А сейчас па-де-де получилось полноценным классическим, рассчитанным на пару. Надо быть серьезно подготовленным: разогнанная дыхалка, выносливость, вестибулярный аппарат. За три-четыре дня невозможно такое сделать, поэтому я готовлюсь уже сейчас.
Пригласите своих поклонников в театр. С кем вы будете танцевать в «Корсаре»?
«Корсар» 14 сентября я танцую с Ольгой Гришенковой, и наш дуэт заслуживает зрительского внимания. 22 сентября ‒ «Конек-Горбунок» с Софией Чусовковой, участницей проекта «Большой балет». И 29-го — партия Артынова в «Анюте».
Спектакли с участием Романа Полковникова на Большой сцене НОВАТа: 14 сентября ‒ «Корсар» (Конрад); 22 сентября, 19 октября ‒ «Конек-Горбунок» (Иван); 29 сентября ‒ «Анюта» (Артынов); 16 октября ‒ «Шепот» («Ssss»); «Радио и Джульетта» («Radio and Juliet») (Солист); 23 октября ‒ «Собор Парижской Богоматери» (Квазимодо); 29 октября ‒ «Жизель, или Вилисы» (Граф).
Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».
Билеты — на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в театральной кассе.
До встречи на балете! НОВАТ