У популярнейшего детского балета — новосибирские корни. Автор либретто и первый постановщик спектакля в Новосибирске Геннадий Рыхлов (1930-2004) был солистом нашего театра.
Его вдова, Евгения Нечаева, рассказала Яне Курилович, как родился и рос «Чиполлино».
НОВАТ: Евгения Илиодоровна, вы помните, как начиналась работа над балетом?
Евгения Нечаева: Это был 1972 или 1973 год. Муж где-то посмотрел мультик и заразился идеей поставить балет, потому что музыка была очень яркая. И начал писать либретто. Закончил, отослал композитору Карэну Хачатуряну. Тот сначала задумался, потом ответил, что он не против. И началась у них переписка. Карэн Суренович советовал, как дальше действовать — нужно было, например, идти в Министерство культуры зарегистрировать либретто. Там оценили, сказали, что либретто очень хорошее.
Н.: Либреттист и композитор сразу обрели общий язык?
Е. Н.: Они работали вместе. Муж поехал в Москву и весь балет для Хачатуряна станцевал — так, как он его себе представлял. Рассказывал, показывал. Хачатурян просил прописать каждый номер — размер, характер, продолжительность. Геннадий Дмитриевич все делал сам, хотя порой сетовал, что трудно одному расшифровывать либретто, надо бы кого-то задействовать.... С Карэном Суреновичем мы потом стали друзьями. Он к нам всегда приходил, когда приезжал.
Н.: А как нашли хореографа?
Е. Н.: Обратились к Майе Плисецкой, она посоветовала Генриха Майорова. Но так случилось, что первый спектакль был поставлен в Киеве. У нас как-то долго собирались.... Геннадий Дмитриевич ездил туда на премьеру.
Н.: Он делился впечатлениями?
Е. Н.: Да, конечно. Ему понравилось. Кое-какие коррективы он внёс, а так в основном очень хороший балет. А потом «Чиполлино» поставили у нас. Но дело в том, что муж позвал художника Гранкина на этот спектакль, а тот в свою очередь уговорил пригласить танцовщика Сапогова из Кировского театра.. Чтобы он тоже помогал. А у Геннадия Дмитриевича с Сапоговым случились разногласия. И хотя с трудом спектакль поставили, муж потом очень много чего переделывал. Там тоже были очень хорошие места, мне нравилось. Я танцевала младшую вишенку. Но «Чиполлино» в Новосибирске как-то мало шёл. А в Большом театре справил своё 35-летие. Я как раз там была в 2012 году. Они даже выпустили афишу памяти Геннадия Рыхлова. Могу вам одну подарить.
Н.: Спасибо! Не могу не спросить Какой он был, Геннадий Дмитриевич Рыхлов?
Е. Н.: Он был очень талантлив. Он же пришел в театр ниоткуда, с завода. А потом окончил консерваторию ленинградскую, как режиссер музыкального театра. В театре танцевал характерные партии, особенно хороши у него были Северьян в «Каменном цветке», Визирь в «Легенде о любви». А ему самому очень нравился Брамин из «Баядерки». Геннадий Дмитриевич всегда играл от души, был очень темпераментный, выкладывался на сцене. Детей любил, в училище преподавал актерское мастерство. И у нас дочка и сын. Сын работал в Большом театре, они ровесники с Цискаридзе, недавно ушел на пенсию.
Н.: На премьеру к нам придете?
Е. Н.: Конечно!