27 и 28 мая на большой сцене НОВАТа состоялась премьера оперы «Тоска», следующий показ главной премьеры сезона состоится уже 8 июня.
Режиссёр-постановщик нового спектакля – заслуженный деятель искусств России, признанный мастер оперной режиссуры Иркин Габитов.
Режиссёр сотрудничает с Новосибирским театром оперы и балета более тридцати лет и поставил на его сцене спектакли «Борис Годунов» (1990), «Тоска» (1991), «Евгений Онегин» (1994), «Хованщина» (1995), «Князь Игорь» (возобновление постановки В. Багратуни 1987 года), «Паяцы» (2017), «Иоланта» (2020), а также Реквием Верди (1995).
Иркин Габитов рассказывает о работе над новым спектаклем.
– Тридцать лет назад я поставил «Тоску» в этом театре. С тех пор я ставил «Тоску» в Мариинском театре, в Екатеринбурге, на фестивале в Савонлинне в Финляндии, и когда я смотрю на это произведение с позиции времени, задумываюсь – что я могу сказать нового? Но с каждой новой постановкой вслушиваясь в этот музыкальный язык, я понимаю, что эта музыка вечная и неисчерпаемая – достаточно только слушать композитора. И тогда каждый раз можно находить новые краски, новые эмоциональные оттенки и каждый раз восхищаться тем, насколько тонко Пуччини выстраивает характеры и психологию взаимоотношений героев в музыке.
– Предыдущую постановку «Тоски» я ставил здесь в памятное время своих первых больших режиссёрских работ вместе с замечательным дирижёром Алексеем Людмилиным и художником Вячеславом Окуневым – с ним мы готовили премьеру и сейчас. В новые декорации мы не стали вносить кардинальные изменения: трансформировали некоторые конструктивные детали и пространства, но суть осталась неизменной – это Рим, величественная капелла, роскошь кабинета Скарпиа.
– Я очень рад, что в Новосибирском театре появились новые возможности, новое поколение очень талантливых певцов, которые могут обеспечить высокий уровень этого спектакля. Ведь далеко не в каждой труппе мира найдутся три Тоски, а здесь есть Вероника Джиоева, Ирина Новикова, Ольга Колобова; два великолепных баритона, два Сакрпиа – Алексей Зеленков и Андрей Триллер, и ещё у нас появился новый Каварадосси – молодой и очень перспективный тенор Константин Захаров, пусть у него пока небольшой опыт, но его голос яркий, подвижный и это многообещающий артист. К тому же, в театре прекрасный хор и оркестр – а это главное в любом оперном спектакле.
– Я счастлив, что над «Тоской» мы работаем с дирижёром Дмитрием Юровским. Это наша вторая совместная постановка, и я очень ценю, что мы нашли общий язык и в его лице я имею такого сподвижника. Такое абсолютное взаимопонимание с дирижёром – мечта любого режиссёра, и я думаю, что этот спектакль станет для нас обоих каким-то открытием.
– При работе над «Тоской» я просмотрел много различных материалов, мне важно было понять – откуда эти персонажи, их имена: Тоска, Скарпиа. Почему именно барон Скарпиа? Уже в самом сочетании имени и титула слышится нечто грозное, давящее. Интересно, что в лирических, любовных сценах звучат только имена, и никаких титулов – Марио и Флория – такое нежное, мягкое созвучие, как только начинается драматическая сцена, мы слышим «Тоска и Скарпиа» – даже в этом отражена психология персонажей и их взаимоотношений.
– Удивительно, как удаётся Пуччини разные эмоциональные состояния человека акцентировать настолько разными музыкальными приёмами. Ещё интересно, что в самых драматических моментах действия слышна тема траурной сарабанды – танца смерти, этот лейтмотив можно услышать и в сцене прощания, и в сцене, где Скарпиа домогается Тоски. Такой сильный музыкально-драматургический приём Пуччини помог мне выстроить взаимоотношения героев ещё более остро и драматично.
– Моя задача – пластическими средствами поддержать музыкальный материал, все мизансцены должны рождаться из музыки, чтобы через своё физическое состояние, взаимодействие певцы могли донести эти эмоции: влюблённость, чистоту чувства, или, наоборот, тёмную страсть, какую испытывает Скарпиа к Тоске. Ведь Скарпиа тоже любит Тоску, но не хочет брать её силой – он желает ответного чувства и готов бросить к её ногам всё, что имеет – а он богатейший человек, причём разбирающийся в искусстве и ценящий красоту, но при этом коварный и безжалостный. Вот эти контрастные сопоставления мы с Дмитрием Юровским старались выявить и донести до слушателей.
– Такая история могла произойти где угодно и когда угодно. Ведь человеческие чувства абсолютно не изменились: поцелуй и сегодня остаётся поцелуем, любовь – любовью, а зло – злом.
– Лучше всего о «Тоске» сказал сам Пуччини: «Высокая философия здесь, конечно, есть. Но я хотел бы побольше простой человечности. Поменьше мозга и побольше сердца... я думаю, приговоренный к смерти художник, молодой и красивый, в этот великий час мог думать лишь об одном: «Как хороша жизнь! Как прекрасна любовь!».