Интервью

Виктор Барыкин о «Кармен-сюите»: «Невозможно не загореться!»

15 Ноября 2022

Премьеру балетной программы, объединившей одноактный балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина и Дивертисмент с участием звезд сибирского балета, НОВАТ представит на Большой сцене 18, 19, 20 ноября и 15 декабря.

Балет «Кармен-сюита» артисты нашей балетной труппы репетируют под руководством Виктора Барыкина – Заслуженного артиста РСФСР, педагога, солиста Большого театра СССР в 1975–1991 гг. Виктор Барыкин танцевал Хозе в «Кармен-сюите» вместе с великой балериной Майей Плисецкой, благодаря которой и родился легендарный спектакль.

Накануне премьеры балетмейстер-репетитор рассказал о работе с новосибирскими артистами.

Один из постановщиков балета «Кармен-сюита» – сценограф Борис Мессерер – говорил, что Майя Михайловна Плисецкая очень хотела станцевать Кармен. Сначала была задумана хореографическая миниатюра, а уже после того, как Родион Щедрин приступил к работе над музыкой, стало ясно, что материал вырос до размеров одноактного балета.

Хочу уточнить. Я считаю, что это все-таки спектакль – в нем драматургия и хореография практически равноценны.

Известно, что Майе Михайловне пришлось преодолеть немало препятствий, устроенных чиновниками Министерства культуры СССР, чтобы этот балет нашел путь на сцену Большого театра. Благодаря чему балет все-таки состоялся?

Конечно, свою роль сыграло, что Майя Плисецкая была лауреатом Государственной премии. Но все пробивалось очень трудно, обсуждалось и утверждалось в разных кабинетах Министерства культуры – приглашались постановщики, требовалось внести изменения в спектакль. Конечно, сейчас этот балет выглядит очень даже целомудренным на фоне многих сегодняшних театральных постановок, а тогда его посчитали очень откровенным и смелым. Вы знаете, что ваши премьерные показы совпали с днем рождения великой балерины. 20 ноября день рождения Майи Плисецкой!

Да, и этому событию посвящен премьерный показ спектакля 20 ноября силами наших артистов. А два первых спектакля танцует Светлана Захарова. Она исполнит редакцию, которую готовила с самим Альберто Алонсо на основе его кубинской версии «Кармен-сюиты», созданной хореографом уже после премьеры в Большом театре для кубинской балерины Алисии Алонсо. Эти версии спектакля очень отличаются?

Различия есть, может быть, не очень разительные, но в центральном Адажио это очень заметно.

Тогда это был авангардный балет, в котором движения казались абсолютно непривычными для классической школы, например, Майя Михайловна ходила с пятки. Сейчас балет можно назвать современным?

Во-первых, еще раз уточню – это одноактный СПЕКТАКЛЬ, выстроенный по всем законам драматургии, в котором есть свой язык, своя пластика и который до сих пор смотрится современно и свежо. Я не репетировал с самим Алонсо – впервые я станцевал этот балет на гастролях в Австралии в 1976 году – сначала в кордебалете, а позже исполнял коррехидора и Хозе, но всегда отмечал, что в этой пластике все по-другому. Здесь все «завернуто», но при условии, что все сделано правильно, чего я сейчас и пытаюсь добиться от артистов НОВАТа. Пластически это смотрится очень интересно. Возможно, какие-то фрагменты можно было бы и усложнить, но если делать так, как это было задумано, то получается очень выразительно. Вот и сейчас, когда я репетирую с артистами НОВАТа, я стараюсь сохранить пластический язык, который держит этот спектакль «на плаву» и делает его современным. К примеру, Табачниц сейчас репетируют несколько молодых балерин и делают это с большим удовольствием. Если они точно выполняют все, что я требую – получается тот самый уникальный язык. И где бы я ни ставил этот балет, я вижу, что если артист попадает в эту пластику – он уже не может от нее отказаться, настолько он влюбляется в эти па, в это состояние, в эти эмоции. В «Кармен-сюите» нет пустых движений – в ней все время идет текст. Особенно это видно, если вспомнить, как это делала Майя Михайловна Плисецкая: любое обращение, диалог, жест, взгляд… Все это – текст. То, как она смотрела – это вообще нечто невероятное. Один ее взгляд был способен мертвого поднять. И когда ты соприкасался с ее эмоциями, ее темпераментом, ты вдруг переключался и тогда по-настоящему рождался этот спектакль.

Скажите, пожалуйста, есть классический репертуар, и вся наша система балетной подготовки направлена на то, чтобы артист правильно делал классические движения. Артист может станцевать па немного лучше, немного хуже, но в академическом балете это могут и не заметить. В «Кармен-сюите», балетах Ролана Пети все точно так же?

Абсолютно не так. Если авторская пластика будет, так сказать, «смазана», движения будут приспособлены артистом «под себя» – это переродится в уличные танцы: можно так, а можно и вот так.

Удалось ли артистам НОВАТа понять этот пластический язык, этот жест, этот подход к хореографии, о котором вы говорили ранее?

Они очень стараются. Как обычно, мы, постановщики, жалуемся на нехватку времени, да и труппа у вас активно заимствована в текущем репертуаре – количество балетных спектаклей у вас очень велико, но понимание и стремление есть. Они ведь делали все так, как их учили многие годы – «выворотно», а здесь нужно наоборот «завернуто». Здесь ломаная, но очень графичная пластика. Если делать все точно по этой графике, то получается настоящий рисунок.

Кого из наших артистов вы видите в главных партиях?

Это Ольга Гришенкова и три Анны: Гермизеева, Жарова и Одинцова. Ольга Гришенкова молодец, я вижу, что ей нравится – она загорелась. И здесь невозможно не загореться! Особенно если видишь, какой результат на сцене. Я же им показывал очень много разных вариантов, московских – из Большого театра, питерских – Екатерину Кондаурову, Диану Вишневу. И, конечно, Майю Плисецкую. Анна Одинцова репетирует и Кармен, и Быка – у нее хорошо получается, Мария Машкина и молодая балерина Виктория Данковцева тоже Быка готовят.

А Хозе?

Готовил Роман Полковников, но, к сожалению, он получил травму. Но есть хорошая новость – к вам в труппу возвращается из Мариинского театра Иван Оскорбин. Он танцевал Хозе в Мариинском театре, его тогда выбрала Диана Вишнева. Мы с Иваном уже работали в Петербурге, он хорошо танцевал эту партию – по-мужски, темпераментно. Миша Лифенцев готовит Тореро – у него неплохо получается, он и Хозе репетирует – тоже вполне прилично. Трудяга! У него все получится. Артем Пугачев тоже готовит и Хозе, и Тореро.

Когда мы беседовали с Борисом Мессерером, он сказал: «карменизация» всей страны, имея в виду огромный интерес к «Кармен-сюите», множество постановок балета по всему Советскому Союзу после премьеры в Большом театре. Сейчас есть интерес к этому спектаклю?

Да, есть и очень большой. Когда меня уже пригласили в ваш театр ставить «Кармен-сюиту», я получил еще и приглашение из Ростова-на-Дону – премьера состоялась в сентябре и прошла очень хорошо, город ломился в театр. Потом позвонили из Алматы, но я отказался – не получалось по времени, затем обратились из Казани. Так что интерес к этому спектаклю сохраняется.

Премьера. Одноактный балет Ж. Бизе – Р. Щедрина «Кармен-сюита» и Дивертисмент с участием звезд балетной труппы НОВАТа – Анны Жаровой, Ольги Гришенковой, Анны Гермизеевой, Екатерины Лиховой, Евгения Басалюка, Никиты Ксенофонтова и Артема Пугачева. 18, 19, 20 ноября и 15 декабря. Дирижер – Павел Сорокин.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – в театральной кассе, на официальном сайте novat.nsk.ru и в мобильном приложении.

До встречи на премьере! НОВАТ