НОВАТ, точно из пулемета застрочивший премьерными названиями после шести месяцев простоя, впервые пополнил детский репертуар. На большой сцене появился балет Карэна Хачатуряна «Чиполлино» в хореографии Генриха Майорова и художественном оформлении Валерия Левенталя. По новой традиции, спектакль перенесен с площадки петербургского Михайловского театра и дополнен новосибирскими исполнителями, занятыми как в главных партиях, так и в массовых сценах. На подмостках резвятся фрукты и овощи. Редиска вертит фуэте, лук выписывает воздушные туры, лимон сливается с вишней в танго. В ложе артистам рукоплещет эксцентричный директор. Однако, если отбросить прочь все соображения идеологического и этического характера, закономерно исковеркавшие восприятие бывшего НГАТОиБ, этой веселой вакханалии стоит порадоваться.
Театральный Новосибирск несовершеннолетней аудитории не слишком благоволит. Детские спектакли в репертуарах драматических и музыкальных театров города появляются скорее из необходимости, чем по любви, и зачастую творческое долженствование сказывается на качестве постановок. Говорят, в манкировании интересов подрастающего поколения нет ничего личного, чисто тактические соображения — по трудозатратам хлопотно, финансово невыгодно, имиджево неэффективно. Хотя все это кажется несколько надуманным, когда своими глазами видишь, как в считанные часы сметаются билеты на детские постановки. Попробуйте как-нибудь в ноябре купить билеты на январь? На спектакли привычной ценовой категории вряд ли получится.
Появление «Чиполлино» на сцене НОВАТа — ход идеологически выверенный и заранее в рамках директорской программы спланированный. Став главой Новосибирского театра оперы и балета, Владимир Кехман делает все то же, что делал несколько лет назад, взяв на себя руководство Михайловским театром: меняет название, устраивает спешную реконструкцию, отмывает люстру, перекрашивает стены, реновирует буфеты-туалеты, поднимает цены на билеты, приглашает звезд и реформирует афишу.
ОТДЕЛЬНОЙ строкой обещает вывести детский репертуар. В случае Михайловского обещание формально сдержанно. Если верить официальному сайту, на данный момент в питерской вотчине господина Кехмана дают одну условно детскую оперу и три условно детских балета; два условно детских проекта на подходе. Много это или мало для периода длиною в восемь лет? Ответ очевиден.
НОВАТ пока оперирует детским наследием НГАТОиБ. В количественном соотношении оно не уступает репертуару Михайловского. Это пять названий — «Теремок», «Стойкий оловянный солдатик», «Три поросенка», «История Кая и Герды» и нашумевший «Щелкунчик». Правда, из них только истории Снежной королевы и ожившего инструмента для колки орехов не нуждаются в обновлении. Спектакли, прежде долгое время шедшие в концертном зале, пребывают в не лучшей визуальной форме. Под занавес сезона ждали «Спящую красавицу» в блистательном художественном оформлении Эцио Фриджерио и Франки Скуарчапино, на которую возлагались большие профессиональные и зрительские надежды, — не дождались. Хачатуряновский «Чиполлино», невольно извергнувший из планов балет Чайковского, — замена «Спящей» не равнозначная, но и он театру необходим, кто бы ни управлял главной сценой Сибири.
Зритель от нуля до четырнадцати лет остро нуждается в ярких и понятных балетных постановках. В спектаклях, которые могли бы максимально приблизить к его визуальным и энергетическим потребностям серьезное высокое (читай взрослое и неинтересное) искусство. Развлечь и воспитать слушателя/зрителя, не говоря уже о формировании морально-нравственных представлений. И в этом смысле «Чиполлино» — едва ли не идеальный ликбез. Знакомый сюжет легко считывается. Яркие образы оживляют, очеловечивают фруктово-овощную драму. Задорная музыка Хачатуряна захватывает, возбуждает, веселит. Множество юмористических сценок и клоунских кунштюков обеспечивают положительный эмоциональный настрой. Стремительный темп превращает устаревшую борьбу с тиранией в настоящий экшн. Стилистически разнообразные и технически сложные роли, на которых танцовщики выкладываются по полной, учат понимать и воспринимать пластическое искусство. И даже социальный подтекст, который несколько лет назад набивал оскомину, в свете нынешнего тотального back in the USSR кажется вполне уместным и логично дополняющим устаревшую хореографическую лексику. Можно предположить, что несколько ушедшая в XXI веке в тень сказочная повесть вскоре вновь окажется на передовой. Что говорить, Кехман ловит тенденции прямо из воздуха.
Джанни Родари был типичным итальянским левым с образцовой биографией — сын скромного булочника из глубокой средиземноморской провинции, паренек из бедной многодетной семьи, сделавший себя сам. Хотел быть художником и скрипачом, а стал учителем. В знак протеста режиму Муссолини вступил в движение Сопротивления, затем — в итальянскую компартию. Работал журналистом в небезызвестной газете «Унита», где вел рубрику «Детский уголок». Позже возглавил редакцию детского журнала «Пионьере» и молодежный «Авангард». На страницах «Пионьере» в 1951 году и были впервые напечатаны «Приключения Чиполлино» — захватывающая хроника классовой борьбы между овощами и фруктами, которую в капиталистической Италии никогда не примут и не поймут.
Конечно, в 1967 году Родари будет признан лучшим писателем страны, а в 1970-м даже получит престижную премию Андерсена, но такой славы и успеха, как на одной шестой части суши, сказочник не будет иметь нигде и никогда. Именно Советский Союз откроет для своих юных читателей его произведения еще в начале 1950-х, то есть за полтора десятилетия до официального признания на родине (русский перевод в исполнении Златы Потаповой под редакцией Самуила Маршака выйдет в свет в 1953 году и станет первым переводом сказки на иностранный язык; писатель несколько раз посетит Союз, проведет читательские встречи в библиотеках и школах и пообещает написать продолжение книги о приключениях Чиполлино, но уже в счастливой стране, прообразом которой выступит СССР, однако в свой последний визит в 1979 году разочаруется в двоедушном советском понимании коммунизма и по возвращении скончается на операционном столе, так и не воплотив замысел в жизнь). Именно здесь приключения мальчика-луковки будут издаваться миллионными тиражами и оформляться лучшими из лучших — Владимирский, Галей, Мигунов, Сутеев, Чижиков. Чиполлино сделают постоянным членом «Клуба веселых человечков» и примутся тиражировать на открытках и переводных картинках, выдувать из стекла, продавать в виде куклы, рифмовать в куплетах и загадках: «Он в Италии родился, он своей семьей гордился, он не просто мальчик-лук, он — надежный, верный друг». Мальчики будут мастерить карнавальный костюм под Чиполлино. Девочки — заваливать осенние школьные базары тематическими поделками, благо нет ничего проще, чем пририсовать мордашку луковице. И все вместе смотреть мультфильм Бориса Дежкина (1961), диафильм в рисунках Евгения Мигунова (1964), музыкальный фильм Тамары Лисициан с участием самого Джанни Родари и его дочки Паолы (1972), многочисленные спектакли в драматических и кукольных театрах и даже балет.
Балет «Чиполлино» вырастет точно из мультфильма Дежкина, в котором зрителям пришлось по вкусу все — ясность сюжета, «вкусные» образы, точные пластические характеристики персонажей и темпераментная гротесковая музыка Карена Хачатуряна. Композитор был настолько очарован «веселым Чиполлино, нежной Редиской, благородным Вишенкой, злобным, крикливым Лимоном», что решил взять за основу музыкальные образы из мультфильма и написать трехактный балет. Это по одной версии. По другой, преобразовать мультфильм «Чиполлино» в полномасштабный балет Хачатуряну посоветовал один из ведущих солистов Новосибирского театра оперы и балета Геннадий Рыхлов, написавший по мотивам знаменитого сюжета оригинальный сценарий. Так или иначе, но вскоре к работе над фруктово-овощным произведением был привлечен балетмейстер Генрих Майоров. Недавнего выпускника консерватории рекомендовали композитору Плисецкая и Щедрин, и, по признанию Генриха Александровича, осознавая огромную ответственность, он «вбухал» в «Чиполлино» все свои знания. В 1974 году на сцене Киевского академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко состоялась премьера хореографических приключений смелого лука, увенчавшаяся вручением Государственной премии создателям балета и шествием постановки по ведущим академическим подмосткам большой страны — более 20 спектаклей, хореография которых передана артистам из первых рук.
Новосибирск вступал в ряды поклонников «Чиполлино» дважды. В 1975 году постановку балета в трех действиях осуществили заслуженные артисты РСФСР Г. Рыхлов и А. Сапогов, художником выступил В. Гранкин. На исходе 2015-го состоялась премьера двухактной версии. Хореографию труппа разучивала под руководством самого Генриха Майорова, а концепцию спектакля «под ключ» переняла у сводного брата — Михайловского театра, где «Чиполлино» в якобы обновленной редакции идет с 2007 года. Сомнение здесь не для красного словца. Балетмейстер утверждает, что специально для труппы Владимира Кехмана внес некоторые изменения в хореографию, но столичные балетные критики этой разницы не обнаружили, единогласно решив, что «Чиполлино» образца нулевых повторяет вариант Большого театра 1977 года.
Но для Новосибирска эти нюансы не значимы. Новосибирск соскучился по театральному празднику, и толпы родителей с детьми атакуют пылающее терракотом фойе НОВАТа. Несмотря на изменение ценовой политики (у меня на руках самый дешевый билет на предпоследний ряд последнего яруса стоимостью 700 рублей, купленный в день открытия касс без какого-либо ажиотажа и скидок, не положенных тем, кто может позаботиться о себе самостоятельно), в зале мало пустующих мест. Да и те исключительно в партере. Ярусы битком. Дети галдят, прыгают по лестницам, заглядывают под новые занавески, тащат родителей к буфетным станциям, а на диванчиках, которыми заставлен променуар, нет свободных мест. Красивые барышни с красивыми спутниками устраивают долгоиграющие фотосессии, и маленькие зрители, которым в силу роста не дано дотянуться до высоких центральных столиков, начинают капризничать, не желая трапезничать на ходу.
Начало спектакля примеряет публику: на сцене самая настоящая сказка. Солнечный город, в котором живут герои «Чиполлино», художник Валерий Левенталь рисует, не жалея красок. Самые сочные цвета и оттенки вкупе с занимательными подробностями, вырубками, занавесами и причудами сценической геометрии образуют на сцене подобие книжки-панорамы, где созданные автором миры раскрываются поэтапно, образуя глубокую перспективу. Таким образом, царство Принца Лимона становится на глаз очень даже внушительным, и масштаб его тиранический злодеяний трудно недооценить, как невозможно не заметить мастерство и харАктерную силу исполнителя главной отрицательной партии. В моем спектакле за образ самого кислого правителя отвечал Михаил Лифенцев, танцовщик артистически одаренный и в хорошем смысле техничный. Умение схватывать зерно роли и чуткое музыкальное ухо превращают выходы Принца Лимона в уморительный аттракцион. Этот капризный и вздорный негодяйчик совершает мильон ужимок и прыжков, меняет ракурсы, вращает бедрами, играет мускулами и, попадая в бесконечные переделки, так остроумно выделывает коленца — хочешь не хочешь хватаешься за живот. И только потом задней мыслью осознаешь, что «ноги» Лифенцева-Лимона растут из Лифенцева-Красса, зеркалят, утрируют, окарикатуривают сложнейшую партию героического репертуара и наверняка стоят исполнителю немалых усилий.
Следует признать, новосибирский «Чиполлино» богат на удачные образы. Заглавный герой в исполнении Николая Мальцева отлично сочетается с Редисочкой Анны Жаровой. У этой сценической пары выходит очень легкий, жизнерадостный, но при этом чуть лукавый, озорной, хулиганский дуэт: воистину уличные сорвиголовы, которым и море по колено, и любое горе по плечу. Обаятелен тандем Магнолии (Ольга Гришенкова) и юного Графа Вишенки (Михаил Недельский), дополняющий приключения фруктово-овощной компании романтическими мотивами, плавностью линий, чистотой и выверенностью поз. И совсем негаданное удовольствие — комическое трио Стражников (Никита Ксенофонтов, Максим Гришенков, Евгений Басалюк). Согласно сценарию у молодых танцовщиков короткое, но очень мощное выступление, в котором эпизодические персонажи перепрыгали и перехохмили всех.
«Чиполлино» — густо населенный спектакль, массовых и выразительных пантомимных сцен в нем великое множество. В балетном ракурсе фрукты и овощи удивляют своей подтянутостью и стройностью. У Синьора Помидора (Илья Головченко) вразрез с хрестоматийным образом обнаруживаются тонкая талия и невероятно стройные голени, а Профессор Груша скачет со скрипкой столь проворно, что дети в один голос кричат: «Кузнечик, Кузнечик!» Еще сложнее с возрастными персонажами, которые в «Чиполлино» чрезвычайно бодры и молоды, — и не очень ясно, отчего они не в силах противостоять злым правителям. Тем не менее балет смотрится на одном дыхании. Вернее, мог бы смотреться. Частая смена картин, непрерывное и динамичное действо укладывается в полтора часа, но между двумя актами стоит такой гигантский антракт, что пережить его без потерь нереально. Дети успевают сделать все, что можно сделать в театре, обследовать кулуары и уголки, почистить буфетные запасы и устроить на устланных коврами лестницах веселье, но главное — они успевают устать и потерять интерес к балетному действу. Второй акт, который во всех отношениях любопытнее и увлекательнее первого, приходится смотреть под страдания, стенания, топот и канючанье: «Конец-то скоро?» Обидно. Берясь за детский репертуар, нужно думать не только о сцене, но и учитывать возрастные особенности аудитории.
Автор: Юлия ЩЕТКОВА
Источник: «