СМИ о нас

«Борис Годунов»: опера, заставляющая думать и решать

03 Декабря 2015

28 и 29 ноября в Новосибирском театре оперы и балета состоялась первая премьера в рамках образовательного проекта «Открытый НОВАТ» — опера «Борис Годунов». Постановка вышла за рамки стандартного формата и превратилась в настоящее расследование: с помощью исторических справок и пояснений, транслируемых на экране, зритель сам решает, какую версию событий Смутного времени ему принять.

Опера-эксперимент
Новшество состояло в попытке объединить научное и художественное. Во-первых, это semistage-версия — синтез концертного исполнения и театрального представления. Во-вторых, история со всеми своими нестыковками и противоречиями.

В голову пришло словосочетание «документальная опера», потому что постановка одновременно заставляет думать, сравнивать факты, версии и правдиво реставрирует события Смуты, погружая в тяжелую атмосферу драматичной борьбы за трон и страданий осиротевшего, оголодавшего народа.
В атрибутике и костюмах главенствовали оттенки серого с редкими вкраплениями красного.

— Пришлось пожертвовать яркостью цвета, убрать пышность и многослойность, оставив четкие вертикальные и горизонтальные линии. Самой сложной и интересной задачей стало соединение силуэта русского традиционного костюма, который пришел к нам из Византии, со стеганой одеждой, именуемой в народе «ватник», и современными тенденциями моды, — отметила художник по костюмам Анастасия Шенталинская.

Декораций практически нет, лишь подиумы и нехитрая мебель: на черных табуретках сидит народ или бояре, а красный стул — для основных персонажей. Он стоит в самом центре сцены, принимает главных действующих лиц, и время от времени символизирует трон.

Но, несмотря на минимализм в атрибутике, зритель все время путешествует в пространстве и любуется архитектурой ХVI—XVII века. Мы оказываемся то во дворе Новодевичьего монастыря или на Соборной площади московского кремля, то в царском тереме или боярской думе, то в келье монаха-отшельника Пимена, который на наших глазах заканчивает свою известнейшую летопись, или на лесной дороге.

Современные медиа-технологии позволили эффектно «дорисовать» пространство! На огромном экране, обнимающем сцену с трех сторон, появлялись изображения исторических мест, полностью завершая образ декораций. Все действо сопровождалось комментариями, фактами, историческими справками. По низу экрана транслировались русские субтитры.

— Весь исторический материал внедрен в тело драматургии, да еще и таким образом, чтобы усиливались особенно важные моменты«, — подчеркнул режиссер-постановщик оперы Дмитрий Белов.

Опера-расследование
Что такое юродство, корчма, схима? Стоило поднять взгляд, и он сразу же цеплялся за сноску. Что-то вроде досье в 3D формате.

Даже не понимая исторического контекста или оперного исполнения, можно было находиться в центре происходящего, в процессе познания и изучения. Документалистику очень гармонично и аккуратно внедрили в драматургию. Получилось самое настоящее расследование!

Экран был всегда честен со зрителем: в комментариях представлялись разные толкования исторических событий. К примеру, по одной версии к смерти царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного) причастен Борис Годунов, а по другой — это был несчастный случай. Мусоргский принял обвинительную версию Пушкина, поэтому на сцене царь мучился угрызениями совести и все время пытался отогнать призрак «убиенного младенца».

Одни историки уверены, что Годунов стал править государством по воле и горячей просьбе народа, а другие — что это были «недемократичные выборы», людей заставили стоять во дворе Новодевичьего монастыря и просить Бориса принять бразды правления. Опера начинается как раз с этой сцены: «все молятся за избрание на царство Бориса во спасение Руси».

Окончательное решение в итоге за зрителями. Обвинить или оправдать человека, который царствовал в 1598–1605 годах?

Опера-урок
Во время работы над подстановкой режиссер читал актерам лекции по истории. А перед началом премьеры Дмитрий Белов сделал это для всех желающих. Его живой доклад с яркими примерами и современным сленгом «Борис Годунов — убийца, жертва или герой? Дело о создании оперы» состоялся за час до премьеры.

По задумке автора это помогло настроить публику на восприятие нестандартной формы. Хотя слияние драматургии с документальностью, по словам режиссера, — известный ход в литературе. К примеру, так делает Солженицын в «Красном Колесе», Дос Пассос в романе «Манхеттен», Набоков в романе «Бледное пламя». Однако в опере такого еще не предпринимали!

Как признался режиссер, важная цель спектакля — заставить зрителя думать. Постановка открывает вопросы и оставляет их нерешенными:

— То, что мы знаем от Пушкина из оперы «Борис Годунов», во многом не соответствует истине, а является лишь историческим толкованием. Это мы и попытались донести. Я не считаю себя историком, музыковедом, а просто пересказываю то, что удалось узнать, изучая известные труды. Если постановка поможет иначе взглянуть на нашу историю, перестать винить во всех бедах власти и иногда увидеть причину своих проблем в себе, я буду считать, что моя задача выполнена...

О постановке
Либретто Модеста Мусоргского по одноименной трагедии Александра Пушкина и «Истории государства Российского» Николая Карамзина.
В Новосибирском театре «Борис Годунов» впервые был показан в 1948 году в редакции Николая Римского-Корсакова. В разные годы было еще 3 версии постановки.

Само сочинение существует в огромном количестве редакций. Произведение Мусоргского не раз трактовалось известными композиторами. В этот раз выбрали версию Шостаковича.

Текст: Марина Чайка
Источник: 
Miraman.ru