СМИ о нас

Дирижер Александр Соловьев о работе над постановкой оперы Чайковского «Опричник»

03 Мая 2024

Музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев 14 мая встанет за пульт оперы П.И. Чайковского «Опричник» в НОВАТе. Маэстро выступил музыкальным руководителем постановки «Опричника» в Санкт-Петербургском Михайловском театре в 2021 году, а теперь познакомит с редко исполняемой оперой Чайковского и сибирскую публику в рамках первых гастролей петербургской оперной труппы в Новосибирске.

Накануне новосибирской премьеры «Опричника» дирижер рассказал о своей работе с музыкальным материалом.

Александр Александрович, «Опричник» – это первая опера, которую вы поставили в Михайловском театре, став его главным дирижером. Малоизвестная и редко исполняемая опера Чайковского, партитуру которой Петр Ильич дорабатывал до последнего дня своей жизни. Был риск с этого начинать?

«Опричник» – выстраданное детище Петра Ильича. По молодости он был очень строг к себе. Он видел, что тема, которая его захватила, получила очень яркое выражение в музыке. Но также понимал, что опера нуждается в доработке, и на протяжении всей жизни хотел привести ее в порядок. Чайковский был не во всем удовлетворен сценичностью действия. Когда он писал большую оперу, то представлял себе, что это будет поставлено на лучшей сцене страны. Он передавал в музыке свое внутреннее видение. Но когда началась постановочная работа, понял, что какие-то придуманные им вещи просто не работают. Тормозят действие. Отсюда такое количество сокращений. Он относился к этому очень правильно: если хотите, положительно.

Когда я пришел в Михайловский театр, «Опричник» стал моей первой постановкой. Я два месяца плотно работал. Смотрел имеющиеся записи различных постановок. Стал понимать, как можно сделать действие оперы более динамичным. Возможно, сделал несколько больше купюр, нежели сделал бы Петр Ильич. Но, мне кажется, я уловил его вектор. Это получилось достаточно органично. Мы убирали в основном повторы, особенно в куплетных формах, которых у Петра Ильича очень много. При этом мы отнеслись очень бережно к музыкальной драматургии, форме. Номерная структура оперы сохранена. Для динамики действия это пошло на пользу. Мне казалось, я понимаю, чего хотел Петр Ильич.

В апреле исполняется 150 лет со дня первой постановки «Опричника». Петр Ильич – один из самых больших наших композиторов. Как получилось, что за двадцать пять постсоветских лет не было ни одной постановки «Опричника» в наших театрах?

Вероятно, просто проблемами формы и музыкальной драматургии никто не хотел серьезно озаботиться: они мешали и отпугивали постановщиков. В этой музыке, написанной специально для театра, для сцены, уже есть зерна подлинного симфонизма. Он есть и в танцах, и в сцене отречения Андрея в третьей картине, потрясающей по своей глубине, драматизму, и в захватывающем дуэте Андрея и Натальи. Я пытался зацепиться за эту музыкальную составляющую, за ростки того симфонизма, который становится определяющим в четвертой, пятой, шестой симфониях Чайковского, «Пиковой даме» и «Иоланте». В «Опричнике» я это слышал достаточно явственно. И пытался по мере возможности воплотить в живую форму. Это был принципиально важный момент в нашей постановке.

Для большинства театров, особенно провинциальных, проще поставить произведение, которое на слуху, которое исполняется, которое многим известно. А здесь надо было проводить большую работу. Почему за такое количество времени никто этого не сделал? У нас же не так много опер Чайковского.

Возможно, просто не было желания раскрыть всю полноту этой музыки, которая в себе, как эмбрион, содержит уже зрелого Чайковского. Может быть, не хватало внутренней смелости, какого-то рвения. Но ведь это было первое полноценное оперное детище Чайковского: попробуйте представить, насколько он любил эту оперу, как она была ему дорога. Он хотел ей придать совершенство формы, дать долгую красивую жизнь на сцене. Ведь композитор и хотел вернуться к этой опере в зрелом возрасте. И он хорошо понимал, что и как надо менять. Кому-то надо было взять на себя эту ношу. Я не говорю, что мы большие молодцы, но мы решились. Главное, нужно было взять себе в союзники Петра Ильича и посмотреть на «Опричника» глазами Чайковского, который уже написал свои лучшие произведения.

Вы же, в общем-то, сделали то, что Чайковский собирался сделать сам.

Да, и с большой любовью и пиететом к Петру Ильичу. Потому что если зрелый Чайковский хотел это сделать, то мы, уже с позиций Шестой симфонии и «Пиковой дамы», «Иоланты» понимаем, какое у него было жесточайшее качество музыкального отбора. Весь тематизм Петра Ильича, вошедший в эту оперу, мы абсолютно точно сохранили. Но придали ему необходимый вектор движения. Время меняется, темпоритм меняется, чаяния людей меняются, а человеческая душа остается одна и та же.

Когда вы ставили эту оперу, чего было больше: желания ввести в афишу сегодняшнего дня практически неизвестную оперу Чайковского, чтобы она начала самостоятельно жить, или какой-то, может быть, эстетский подход, что вы сделали первые, попробовали?

Просто была горячая любовь и доверие к автору, желание подать ему дружескую руку помощи. Потому что он был удивительный человек, человек необычной судьбы и таланта. И не самая благополучная ситуация была вокруг него: постоянно звучала какая-то недоброжелательная критика. И на него это производило очень болезненное впечатление: его собственные сочинения часто переставали ему нравиться. И когда мы говорим про такого близкого нам, очень трогательного человека, гения, всегда хочется максимально ему помочь, ввести в обиход, дать новое звучание его музыке. Это было самым главным, основным. Это и нам самим очень нужно!

Можете охарактеризовать тех исполнителей, которых увидят зрители в Новосибирске?

У нас замечательный ансамбль исполнителей главных партий. Сергей Кузьмин, исполняющий партию Андрея Морозова, создает очень двойственный образ. Это человек, который любит и страдает. По мере развития действия оперы Морозов меняется, переходя некую черту. Переступив ее, сделав выбор, он теряет себя. Это очень сложно: из светлого юноши превратиться в жесткого, надломленного человека. Но это увлекательная задача для актера и музыканта. Соответственно, в красках его голоса зрители должны это все услышать.

Его возлюбленную Наталью с ее нежностью и жертвенностью будет исполнять Валентина Феденева. Этот образ более узнаваем, его всегда можно встретить в операх Чайковского. Наталья готова простить любимому человеку все, что только можно простить, готова пытаться спасти его, для чего может пойти на все, даже принести себя в жертву. В ее жертвенной любви, безусловно, важную роль играют христианские мотивы.

Боярыню Морозову у нас поет Екатерина Егорова. Партия написана заведомо сложно. Помимо технических сложностей партия трудна еще и тем, что она задумана и воплощена на чрезвычайно эмоциональном накале. Образ Морозовой создан очень объемным, материнская любовь здесь раскрыта с разных сторон: все покрывающая, пытающаяся защитить чадо от всех бед и зол, которые ему встретятся на жизненном пути, но и бескомпромиссная, требовательная, истовая. К финалу Морозова приходит к отречению от своего сына, она его перестает узнавать. Может быть, таким образом она пытается его вразумить, дать ему последний шанс одуматься. Екатерина Егорова – певица потрясающей наполненности, у нее таких больших партий до Морозовой в театре не было. Мне кажется, новосибирская публика услышит абсолютную правду характеров, которые задумал Петр Ильич.

А вот есть партия мужеско-женская Федора Басманова...

Образ Федора Басманова, который был кравчим у Ивана Грозного (пробовал пищу, приготовленную для царя), интересен, даже загадочен. У Петра Ильича партия написана для меццо или контральто. В нашей версии есть женщины, поющие партию Басманова, как это было задумано Петром Ильичом. И у нас есть потрясающий контратенор Вадим Волков. У него, конечно, уникальный голос. Но такие во времена Петра Ильича если и были, то мы о них не знаем. Традиция контратеноровая в большей степени зарубежная. У Чайковского просто не было возможности ввести в партитуру подобный голос. Очень интересно, когда мужественную партию, которая драматургически очень важна в опере, исполняет мужчина. Это расставляет новые акценты. Здесь большое спасибо Сергею Геннадьевичу за то, что смог найти такого великолепного исполнителя. Но мы уважаем авторскую волю Петра Ильича: у нас в постановке партию Басманова в очередь поют и женские голоса. Конечно, это более аутентичный вариант: ведь так слышал Чайковский. Но вполне возможен и современный – по Сергею Геннадьевичу. Ну а кто больше понравится – решать зрителю.

Александр Савин, портал о культуре «CultVitamin»
Ссылка на полный источник

Гастроли оперной труппы Михайловского театра. Новосибирская премьера оперы П.И. Чайковского «Опричник» ‒ 14 мая на Большой сцене НОВАТа. Дирижер ‒ Александр Соловьев. С участием звезд российской оперы Алексея Тихомирова и Вадима Волкова; солистов Михайловского театра Валентины Феденевой, Сергея Кузьмина, Екатерины Егоровой , Александра Безрукова, Антона Пузанова.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи в Оперном! НОВАТ