СМИ о нас

Хореограф Начо Дуато о своей «Баядерке»: «Я никогда не меняю историю»

10 Августа 2022

Балет «Баядерка» выделяется в ряду классических шедевров своей яркой экзотичностью, неповторимым колоритом Востока. Великий Мариус Петипа вместе с композитором Людвигом Минкусом создали этот балет как фантазию на тему загадочной Индии, издавна манящей европейского человека. Индийская тема позволила мастерам XIX века создать в балете целую галерею невероятно эффектных танцевальных номеров и пластических образов. Но, наверное, для каждого, кто видел «Баядерку», самыми впечатляющими фрагментами балета остаются не разнообразные экзотические танцы, а трогательный предсмертный монолог Никии и завораживающая в своей классической совершенной красоте картина «Тени».

В своей редакции классического шедевра на сцене НОВАТа известный испанский балетмейстер Начо Дуато подошел к наследию великих мастеров прошлого с трепетом и почтением и оставил акт «Тени» в первозданном виде, но все-таки внес в хореографический текст росчерки своего авторского стиля. Об этом мастер рассказывал в своем интервью в новосибирском издании «Status» накануне премьеры балета в НОВАТе. В преддверии ближайшего показа «Баядерки» в постановке Начо Дуато, который состоится 12 августа, публикуем фрагменты беседы с хореографом

—Ваша новая постановка в НОВАТе максимально приближена к тому, что было первоначально создано Мариусом Петипа?

— Да, это действительно либретто Мариуса Петипа. При этом в моей редакции будут преимущественно первый и второй акты, в которые я внёс изменения. Третий акт я оставил неизменным, поскольку он слишком красив, чтобы к нему «прикасаться», условно говоря.

— Что в вашей «Баядерке» такого, чего не было, возможно, никогда?

— Считаю, что мои версии классических спектаклей более лёгкие и человечные, они ближе современной публике, зрителям XXI века. Но я всегда делаю это, отдавая дань огромного уважения классике, технике, либретто. Я никогда не меняю историю, иногда слегка сокращаю музыку, но не удаляю сцены. Например, во втором акте «Баядерки» я урезал медленные мизансцены свадьбы, также появление слона, тигра, так как для меня это выглядит немного старомодным, подходящим больше для Бродвея, чем для серьёзного театра.

— Действие происходит в Индии — задействована ли какая-то специальная жестикуляция?

— Да, разумеется (показывает характерные движения рук и головы). Ни Петипа, ни Минкус, ни вся публика того времени не бывали в Индии. Я же был в Индии, в Мумбаи и на Шри-Ланке, у меня есть индийские друзья, мы смотрим болливудские фильмы — поэтому логично, что на меня эта страна оказала больше влияния, чем на Петипа, который скорее что-то о ней читал, но никогда не имел возможности посетить. Возможно, это даже больше у меня внутри. И абсолютно невероятно, как он смог, никогда не видя Индию своими глазами, создать эту историю. Ведь при этом он, как известно, одно время жил в Мадриде, где постигал местную культуру и видел испанские танцы, которые потом мастерски стилизовал в балетах «Пахита», «Дон Кихот», «Щелкунчик». Но в Индии он не был, а я был и не понаслышке знаю её неповторимую атмосферу. Ассистентом хореографа-постановщика при подготовке «Баядерки» в НОВАТе выступил известный танцовщик Леонид Сарафанов еще в статусе премьера петербургского Михайловского театра. В 77-м театральном сезоне Леонид стал руководителем балетной труппы нашего театра. На вопрос о роли Леонида Сарафанова в подготовке премьеры «Баядерки» Начо Дуато отвветил:

— Роль Леонида в подготовке премьеры — намного больше, чем ассистента. Кроме того, мы очень давно работаем вместе — он танцевал во многих моих постановках с 2010 года в качестве премьера, в частности, в балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Прелюдия», «Невидимое». Я рад, что сейчас мы совместно можем ставить и корректировать хореографию «Баядерки». С полным текстом интервью вы можете ознакомиться на странице спектакля в разделе «СМИ о спектакле» на нашем сайте.

Ждем вас на балете «Баядерка» 12 августа в 19:00. Главные партии исполняют ваши любимые солисты НОВАТа: Никия – Заслуженная артистка России Ольга Гришенкова, Гамзатти – Анна Гермизеева, Солор – Роман Полковников, Великий Брамин – Николай Мальцев.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем сайте, в мобильном приложении и в театральной кассе.

До встречи на балете! НОВАТ

status-media.com
Ссылка на полный источник