СМИ о нас

«Конёк-Горбунок» на Большой сцене Сибирского Колизея

14 Марта 2022

Третьей большой балетной премьерой 77-го сезона НОВАТа станет «Конёк-Горбунок» Родиона Щедрина. Новый спектакль будет представлен на Большой сцене театра 9 и 10 апреля 2022 года. Премьера посвящена 90-летию народного артиста СССР, композитора-классика Родиона Константиновича Щедрина.

Есть спектакли, в нашем случае балетные, которые не стареют – я имею ввиду не возврат постановки, а ту возрастную группу, на которую данный спектакль нацелен. На кого ориентирован «Щелкунчик»? На детей? Нет! На семейный просмотр? А если у вас еще дети не появились, или, как у нас, уже выросли? Между тем на балет «Щелкунчик» я хожу раз в год, аккурат на новогодние каникулы. Без «Щелкунчика» новый год не праздник. Или, например, появившиеся серии мультфильмов о богатырях, фильмы о «Последнем богатыре», выполненные в популярном жанре славянского фэнтези. Мы с женой смотри их с удовольствием и, общаясь по скайпу с внучками, обсуждаем новинки. При этом мы говорим на одном языке и настроены на одну волну.

В балете есть сюжеты, которые, по своей сути, не имеют возвраcтного ценза. Стремление в этот ценз их поместить вредят – как спектаклю, так и зрителю, который на него не придет.

Ярким примером такого спектакля является «Чиполлино». Спектакль, через который я познакомился с балетом. Спектакль, чье возращение на Новосибирскую сцену, в родную гавань, я приветствовал восторженно и просмотры которого при возможности стараюсь не пропускать. Знакомые с недоумением смотрят на меня, узнав, что я пожертвовал выходным днем ради детского, как они считают, балета. Между тем «Чиполлино» – далеко не детский балет. И по теме, и по весьма сложной хореографии. Каждый взрослый, придя на спектакль с ребенком, меняет о нем свое мнение. Иначе почему он так долго держался на сцене?

Таким балетом является «Конек Горбунок», поставленный впервые в нашем театре в 1983 году Новосибирским хореографом Натальей Соковиковой. В нем одну из сольных партий танцевала моя будущая супруга.

История появления этого балета вообще сама по себе удивительна. Напомним, что Ершов написал свою фантазийную повесть (сказкой это назвать не получится) в возрасте 18 лет. Не будем сегодня обсуждать теории некоторых критиков, считавших, что повесть написал сам Пушкин. Ее сравнивали со «Сказкой о царе Салтане» Александра Сергеевича, да и сам поэт очень лестно отзывался о повести Ершова. Этот факт остается недоказанным. Она многократно переиздавалась и считалась настольной книгой для юношества, но детской точно не была… А вот большие проблемы повести с цензурой были совершенно точно. Отрывок из стихотворной повести «Конёк-горбунок» Ершова появился в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». В том же году сказка вышла отдельным изданием, но с поправками по требованию цензуры; только в 1856 году она была издана полностью. Согласитесь, детские книги на столь длительный срок не запрещают.

Помню, я многократно ее перечитывал. Какой простор фантазии содержала зачитанная до дыр книга. Я читал ее, подсвечивая фонариком под одеялом, впрочем, как и повести о Марке Твене и Робинзоне Крузо. Меня просто поражал полет фантазии юноши, для которого, казалось, не существовало границ. Я всегда считал и продолжаю считать «Конька-Горбунка» образцом раскрепощенной фантазии и динамично закрученного сюжета – он буквально просился на экран и сцену.

Не удивительно, что повестью заинтересовался императорский балет. В столицу пригласили известный дуэт – композитора Цезаря Пуни и французского балетмейстера Артура Сен-Леона, взявшегося за написание сценария. Из-за остросатирической направленности произведения Сен-Леон подверг сюжет многочисленным переделкам. Французского балетмейстера, специально приглашенного русским императором, не интересовали демократические идеи по развитию России, лежащие в основе поэтической сказки Ершова. Его привлек внешний сюжет и воспроизведение его в танце. Вместо главного героя ершовской сказки Иванушки в балете основным действующим лицом стала Царь-девица, а Царя заменил хан.

Пуни активно использовал цитаты от русских композиторов, хореограф же смешал классический балет и народный острохарактерный танец. Кстати, понятие лубок, по мнению некоторых критиков, возникло как раз после премьеры балета, которая, вопреки расхожему мнению, состоялась в 1864 году не на сцене Мариинского театра, а Большого каменного театра, где служил Сен-Леон (ныне Санкт Петербургская консерватория). И несмотря на то, что либеральная общественность не приняла спектакль, его премьера и последующие показы имели оглушительный успех, и уже вскоре постановку перенесли в Москву.

Возобновлениями балета занимался Мариус Петипа, Александр Горский, Федор Лопухов, далее везде и все. Активным пропагандистом балета являлся балетмейстер Юрий Бурлака, неоднократно восстанавливавший спектакль на разных сценических площадках в России и за рубежом. Особой популярностью у зрителей пользовалась картина «Подводное царство», что совсем и не удивительно – в ней действие разворачивается на дне морском среди плавающих рыб.

Собственно балету полагалась успешная судьба, схожая с судьбой десятка балетных постановок, но, как известно, линии судьбы причудливы. В середине пятидесятых годов прошлого века студент Московской консерватории Родион Щедрин, вдохновленный повестью Ершова, уехав в Белорусскую глушь, любовался природой и слушал народные песни. Композитор в то время был в возрасте Ершова, может быть, немного старше – года на три. Так пазл собрался в картину. Ныне классик является автором музыки к пяти балетам: «Кармен-Сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» и «Конек-Горбунок» – первый и самый свежий, яркий и доступный спектакль.

Но и это еще не все. Балет «Конек-Горбунок» фактически познакомил композитора с его музой – молодой, но уже очень популярной балериной Большого театра Майей Плисецкой – все свои балеты он писал под свою любовь и жену, с которой он прожил с 1958 по 2015 год, пока балерина скоропостижно не скончалась. Как говорил сам композитор: «“Конек-Горбунок” – моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой „поймал“ я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу –Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…».

Премьера балета состоялась 4 марта 1960 года в Большом театре. Балет поставил балетмейстер Александр Радунский, художник Борис Волков, дирижёр Геннадий Рождественский. А вот автором сценария стал балетмейстер Василий Вайнонен и драматург Павел Маляревский. Для поклонников масштабного спектакля «Щелкунчик» сообщаем, что именно Василий Вайнонен, постановщик версии их любимого балета, приложил руку и к «Коньку-Горбунку» в Большом театре. Спектакль был экранизирован в 1961 году с Плисецкой в главной партии.

Повторюсь. Работу над балетом на сюжет поэтической сказки Петра Ершова Щедрин начал еще во время учёбы в консерватории. В отличие от более поздних работ композитора, музыка к его первому балету более легкая для восприятия, наполнена энергией и мелодичностью, переливается русскими мотивами и вместе со сказочным сюжетом дает невероятный простор воображению постановщиков балетной фантазии. В новом спектакле авторы предложили красочное сценическое решение, в котором фольклорные мотивы и стиль Палехской росписи сочетаются с мультимедийными спецэффектами. Новейшие театральные технологии приближают постановку к ожиданиям современного зрителя, воспитанного на фильмах в жанре славянского фэнтези.

Над спектаклем работают балетмейстер-постановщик Михаил Мессерер, художник Вячеслав Окунев, дирижёр Павел Сорокин, художник по свету и режиссёр мультимедиа Глеб Фильштинский. Постановочная команда знакома новосибирцам по целому ряду громких премьер театра, в числе которых балеты «Золушка», «Лебединое озеро», «Коппелия» и другие. В новой постановке на сцене НОВАТа Михаил Мессерер опирается на хореографию Александра Радунского.

В минувшем году балет поставлен на сцене Михайловского театра. Мои знакомые, любители балета, дали высокую оценку этому зрелищному спектаклю. Более того, прекрасно зная размеры сцены Новосибирского театра, они только завистливо говорят: «Ну, конечно, у вас то это будет вообще и ого-го!». Спектакль предельно динамичен, содержит бездну юмора и невероятных современных зрелищных эффектов, которые позволяют в реальном времени материализовать все фантазии юного русского поэта Петра Ершова.

И еще порадуемся за себя – мы имеем возможность видеть спектакль легенду, говоря молодежным сленгом, «Блокбастер всех времен и народов». И, делясь со мной со вздохом сожаления по FB (пока он работал), в этом нам откровенно завидуют театралы Москвы – там спектакль в настоящее время не идет. С удовольствием воспользуемся этой возможностью 9 и 10 апреля. Среди солистов хорошо известные Новосибирским зрителям: Ольга Гришенкова и Роман Полковников, премьеры балета «Тщетная предосторожность» Анжелина Воронцова и Никита Четвериков, Анастасия Соболева и Виктор Лебедев.

Об одном жалею – внучки далеко, а так бы впятером сходили, отдохнули, напитались светлыми эмоциями и было бы потом, что обсудить за стаканом лимонада или крем соды.

P.S. И да! На сцене вновь лошади, ведь пони — это лошадь, хоть и маленькая!

CultVitamin, Александр Савин, Фото Стаса Левшина