Легенда мировой оперы Сергей Лейферкус впервые выйдет на сцену НОВАТа в первой премьере 80-го юбилейного сезона театра. В опере Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Владимира Кехмана артист исполнит партию князя Гремина.
Певец, которого в свое время назвали “лучшим российским Онегиным”, в новой режиссерской работе Владимира Кехмана впервые исполнит партию князя Гремина. «Евгений Онегин» станет вторым обращением Владимира Кехмана к оперному жанру после его «Дамы с камелиями». В своей концепции Владимир Кехман по-новому расставляет акценты в музыкальном и драматическом материале «Евгения Онегина» и наделяет образ, который предстоит воплотить Лейферкусу, большей глубиной и выразительностью.
В ожидании премьеры мы побеседовали с именитым артистом.
Трудно поверить, что за свою блистательную и такую географически обширную карьеру вы ни разу не выступили в Новосибирске.
Вы знаете, когда я был еще студентом, мы однажды приезжали в новосибирский театр, даже не со спектаклем, а с каким-то концертом. Меня тогда поразила глубина вашего зала. И первой мыслью было: как же наполнить этот зал звуком? Но оказалось, что довольно легко. Это был единственный мой опыт пения в Новосибирске. Надеюсь, что в ноябре я смогу по-настоящему опробовать и оценить вашу сцену.
Вы ведь оперу «Евгений Онегин» Чайковского достаточно часто исполняли?
Конечно. Сначала в консерватории, потом в Михайловском театре ‒ он назывался тогда Малым оперным театром, – в Кировском театре, за границей. То есть практически везде, где только можно было.
Теперь вам, «лучшему русскому Онегину», предстоит выйти в роли его счастливого соперника. Каково это?
Посмотрим. Я никогда не комментирую наперед. Не анонсирую свои работы. Надеюсь, что получится.
Гремин у Пушкина и у Чайковского отличается?
Давайте вспомним историю. Пушкин писал образ Гремина с молодого героя наполеоновской кампании генерала Михаила Фонвизина. Это боевой офицер, ставший генералом в 33 года. Тогда считалось, что это солидный возраст для мужчины, потому что уже в 20 лет человек считался зрелым. Конечно, то, что человек прошел войну, отражается на его образе мышления и поведении, на оценке всех ценностей, существовавших тогда и существующих сейчас. Потому что отношения между людьми и тогда, и сейчас практически не изменились. Просто иногда мы себе не отдаем отчета, что поступаем точно так, как поступили бы люди в XIX веке. Поэтому Гремин ‒ это интеллигентный человек, аристократ, боевой офицер с большой жизненной школой. В нем есть всё, что присуще интеллигенту. Уже будучи генералом, он в первый раз понял, что безумно влюблен в женщину, влюблен в Татьяну, по всей видимости, с первого взгляда. Он безумно ее любит и очень жалеет, потому что даже если она ему и не рассказывала ничего о своих прежних переживаниях, о своей любви к Онегину, ‒ наверняка не рассказывала, –он все-таки чувствует ее душевное смятение. Что касается Татьяны, она понимает, что это чувство к Онегину не прошло, и оно вновь возникает в заключительной сцене, когда Онегин приходит к ней и пытается все исправить. В общем, сам Онегин понимает, что он сделал что-то не то с самого начала. Я сам пел Онегина, уже в арии в саду, где Онегин произносит слова: «Я вас люблю любовью брата иль, может быть, еще сильней». У Пушкина “нежней”, у Чайковского ‒ “сильней”. Вот когда он повторяет «иль может быть», именно здесь первое сомнение овладевает Онегиным, на мой взгляд.
Почему же Татьяна выбрала князя Гремина? На мой взгляд, все очень просто: любая женщина хочет быть любимой. И в этом, наверное, секрет того, что она ответила Гремину согласием, когда он предложил ей стать его женой. Потому что она устала любить, она хочет быть любимой.
Вероятно, из-за этого же она остается верна Гремину?
Думаю, да. Вы понимаете, Татьяна очень сильная натура. Чем она и привлекла Онегина с самого начала, с первого взгляда. Он и Ленскому сказал, что перед ним очень сильная девушка. Татьяна не может предать мужа.
Для вас самого как для исполнителя интересно после роли молодого героя исполнить партию зрелого человека, который поет о любви?
Знаете, есть такое выражение: «Нельзя дважды войти в одну реку». Оказалось, можно. В опере Прокофьева «Война и мир» ранее я всегда пел молодого Болконского ‒ князя Андрея ‒ начиная с того момента, как меня Юрий Темирканов пригласил на эту роль в декабре 1977 года в Кировский театр. А совсем недавно, в Мюнхене, в Баварской опере в постановке Дмитрия Черникова я спел партию старого князя Болконского. Вы знаете, когда в этом спектакле молодой исполнитель пел партию князя Андрея, во мне самом где-то внутри звучала эта музыка. Похоже, это остается с тобой на всю жизнь. Музыка не забывается! Она отступает, но потом, когда начинает звучать, возвращается. Видимо, поэтому иногда, если ты давно не пел какой-то спектакль, а начинаешь вспоминать с концертмейстером, тут же все возвращается в памяти. Такое удивительное свойство человеческой натуры. И мне будет очень интересно следить за тем, как молодой исполнитель будет на новосибирской сцене исполнять роль Онегина. Я буду сравнивать с тем, что я делал, как я пел, когда брал дыхание, потому что Темирканов всегда нас учил дышать не так, как написано у Чайковского, а дышать так, как написано у Пушкина. В какие-то моменты брать дыхание не в тех местах, в которых, так сказать, указано композитором, и не следовать тактовым чертам, а идти по фразе более свободно, так, как это делают драматические артисты.
Вы бы с позиции сегодняшнего вашего возраста эти партии пели сейчас иначе?
Ну, наверное, даже не с позиции возраста, а с позиции опыта. Естественно, какие-то моменты приходят, когда ты уже приобретаешь некоторый жизненный опыт ‒ и на сцене приходят, и в вокале. В определенный момент ты начинаешь переосмысливать какие-то моменты своего творчества. Это естественный процесс, потому что человек с возрастом меняется.
Александр Савин, портал о культуре «CultVitamin»
Ссылка на полный источник
Премьера на Большой сцене НОВАТа. «Евгений Онегин», опера в 2-х действиях, музыка Петра Чайковского, постановка Владимира Кехмана ‒ 15 и 16 ноября в 19:00, 17 ноября в 17:00 с участием выдающегося оперного певца Сергея Лейферкуса.
Билеты уже в продаже на нашем сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.