Светский обозреватель BFM-Новосибирск Ирина Мжельская побеседовала с любимцем новосибирской публики, премьером балетной труппы НОВАТа Никитой Ксенофонтовым.
Бывает ли отпуск у артистов балета, как часто и подолгу?
Обычно театральный сезон заканчивался примерно в конце июля. С недавних пор запущен марафон спектаклей «Лето балета», и мы, артисты, теперь уходим в отпуск в конце мая – начале июня. Однако меня в этот раз отпуск обошел стороной.
По окончании сезона в Новосибирске я был приглашен в Красноярский театр оперы и балета вести и там завершающий в сезоне спектакль. 12 июня исполнил партию Модеста Алексеевича в балете «Анюта», премьера которого в конце сезона состоялась здесь, в Новосибирске. Вернувшись из Красноярска, начал подготовку к «Бенуа де ла Данс» – ежегодному балетному призу и фестивалю, основанному в 1991 году Международной ассоциацией деятелей хореографии (сейчас это Международный союз деятелей хореографии).
Дальнейшие события были стремительны и порой неожиданны. Например, незапланированно я оказался 18 июня на день в Петербурге – мы репетировали с Анжелиной Воронцовой перед грядущим выступлением на исторической сцене Большого театра России. Ночью раздался звонок от Светланы Юрьевны Захаровой с просьбой станцевать на Гала-концерте па-де-де из балета «Корсар». И вот утром 19 июня я уже в Москве на репетиции.
Ровно день 22 июня удалось побыть с близкими. Семья собралась в Москве, все были на моих выступлениях, и лишь денек остался на общение.
Продолжения отдыха не предвиделось – поступило приглашение от телевизионного проекта «Большой балет» и пришлось 23 июня вернуться в Новосибирск, начать работу с партнершей над программой участия в популярном проекте канала «Культура». Каждый день теперь работаю без выходных в режиме «24 на 7».
В связи с этим не могу не спросить – откуда вы черпаете энергию для всей этой бурной деятельности, да еще успеваете получать от нее удовольствие?
Конечно, непросто находить внешние силы, мотивацию, вдохновение, когда на спектаклях выкладываешься эмоционально, а на изнурительных ежедневных тренировках – физически. В итоге очень устаешь, особенно в зимний период и межсезонье. Летом чуть полегче – солнышко и хорошая погода пусть немного, но подпитывают.
Я люблю свою профессию, потому способен заниматься этим семь дней в неделю. К сожалению, наш балетный век очень короток, и хочется успеть оставить след в искусстве. На кону оказываются все ресурсы: здоровье, время, силы. Меня не устраивают полумеры – мне нужно либо все, либо ничего.
Но необходимость в отдыхе иногда все-таки наступает? Как вы привыкли отдыхать после работы? Вот вы отыграли в сложном спектакле, потратили много энергии, вышли из театра – и что дальше?
Зачастую у нас не бывает возможности расслабиться, потому что на следующий день может быть запланирован не менее сложный спектакль. Я задействован в репертуаре очень плотно, поэтому свободные дни – это редкость. После спектакля, безусловно, испытываешь эмоциональное и физическое истощение. Нужно научиться переключаться с рабочих дел на какие-нибудь другие и осознанно не позволять себе уходить в эмоциональное пике.
А что насчет такого времяпрепровождения, как балет? Я имею в виду с точки зрения зрителя. Как часто вы сами ходите на спектакли или вам хватает балета на работе?
Хожу очень часто при каждой удобной возможности. Даже в нашем театре, зная всех артистов, стараюсь отсмотреть новые составы и отдельно исполнителей тех или иных партий. Из зала балет смотрится совсем по-другому, нежели со сцены или из-за кулис. Ты подмечаешь нюансы, которых не мог заметить ранее.
Другое дело, что я смотрю не совсем как зритель, меня интересуют профессиональные аспекты. В нашей профессии насмотренность очень важна.
Еще я обязательно слушаю мнения различных творческих деятелей. Тем самым погружаю себя в узкую специализированную обстановку, которая помогает саморазвитию.
Как обычно происходит ваше посещение балета? Вы готовитесь к этому заранее?
Оказаться в зале и смотреть балет вместе со зрителями всегда приятно – это приносит мне отдельное удовольствие. Ведь всю жизнь мы, артисты, находимся по ту сторону занавеса.
Я люблю не только посмотреть на артистов, но и ощутить то самое таинство мероприятия под названием «сходить на балет». В моей гримерке всегда висит если не вечерний костюм, то пиджак – обязательно, чтобы при первой возможности можно было быстро переодеться и пройти в зрительный зал. Так воспитали меня родители: если идешь в театр, то всегда в парадно-выходном стиле. Заявиться на спектакль в футболке или, упаси Господи, в шортах, для меня немыслимо.
В полюбившемся новосибирским зрителям спектакле «Радио и Джульетта», который, как мы все надеемся, сможем увидеть и в новом сезоне, вы исполняете две роли. Трудно ли это делать?
Да, в Radio and Juliet я играю две роли. Например, в одноактном балете «Шепот» как таковой градации ролей почти нет, там все – единый организм. И из мужских партий я, пожалуй, танцую самую сложную, потому что в ней три больших вариации плюс два дуэта. У всех остальных – по одной вариации и одному дуэту.
А в Radio and Juliet, конечно, есть роли. Четыре юноши – друзья Меркуцио и друзья Тибальда, сам Меркуцио, Тибальд, Ромео и Джульетта. Я танцую две заглавные партии – Ромео и Меркуцио.
Как быстро происходит переключение с одной роли на другую? И кого вам приятнее играть?
Быстро переключаться с одной партии на другую я научился уже очень давно. Плотное расписание просто не дает раскиснуть после одного спектакля, так как сразу стартует второй. Бывало, что вечером я танцевал Ланкедема в «Корсаре», на следующее утро – Чиполлино в одноименном балете, и тем же вечером – Шута в «Лебедином». Времени на глубокую рефлексию просто не остается.
В Radio and Juliet хореография главных героев почти идентична – меняются лишь комбинации и настроение. Меркуцио – дерзкий и задорный. Ромео больше склонен к лирике, это персонаж с небольшой грустинкой. Хотя я выгляжу и веду себя по жизни, как Меркуцио, духовно ближе мне все-таки Ромео. Меланхолия этого героя плюс собственные эмоции, а также музыка Тома Йорка и группы Radiohead – я растворяюсь во всем этом и получаю величайшее удовольствие. А вместе со мной, смею надеяться, от происходящего на сцене получают удовольствие и дорогие зрители.
Ирина Мжельская, BFM-Новосибирск.
Ссылка на полный источник
Ближайшие спектакли с участием Никиты Ксенофонтова:
«Конек-Горбунок» – 3 сентября в 18:00, Иван – Никита Ксенофонтов.
«Собор Парижской Богоматери» – 8 сентября в 19:00, Фролло – Никита Ксенофонтов.
«Анюта» – 21 сентября в 19:00. Модест Алексеевич – Никита Ксенофонтов.
Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи на балете! НОВАТ