На необычный эксперимент решилось руководство новосибирского оперного театра — опера «Борис Годунов» теперь представлена вместе с инфографикой, на которой показаны комментарии к действующим сценам, или как поясняют сами постановщики, версии того, что могло быть на самом деле в далеком прошлом.
Если в балете «Пламя Парижа» был сделан акцент на его историческое начало и воссоздана авторская хореография, то при постановке «Бориса Годунова» на музыку Модеста Мусоргского использовались современные технологии. Во время спектакля зрителям будет проецироваться информация с изображением, соответствующие происходящему на сцене, но только с исторической точки зрения. По словам видеорежиссера оперы Серафимы Гавриловой, «Борис Годунов» поставлен не просто в концертном исполнении вместе с комментариями, ─ спектакль по праву можно отнести к новому жанру.
«Говорят, что подобные прецеденты были, но мы не видели, и поэтому было очень сложно работать без примеров, ─ рассказала на втором премьерном показе Серафима Гаврилова. ─ Мы изначально думали о том, что современному зрителю, молодому и «среднеобразованному», очень сложно воспринимать исторический контекст оперы. Поскольку для того, чтобы понять какие-то тонкости необходимо достаточно много прочесть. Поэтому мы решили, что нужно попробовать предоставить этот контекст во время исполнения оперы, и нашли для этого современную форму, которую используют во многих театрах — видеопроекцию. Огромное количество людей работали над видеорядом, в том числе научный консультант из русского музея в Санкт-Петербурге, несколько видеохудожников. Каждый фон, который представлен на спектакле, отрисован заново, потому, что для такой огромной сцены невозможно взять готовое изображение и просто показывать его. Мы все боялись того, что фон будет мешать слушать музыку, поэтому, когда на сцене происходит какое-либо действие, мы стараемся уйти на второй план».
Руководство оперного театра решило подойти нестандартно не только к постановке самой оперы, но и сформировать своего рода диалог между создателями спектакля, в лице режиссера-постановщика Дмитрия Белова, и зрителями. Перед премьерными показами, которые состоялись 28 и 29 ноября, Дмитрий Белов прочитал лекции о том, как велась работа над спектаклем, и что послужило вдохновением для такого эксперимента. Бонусом для всех присутствующих зрителей был экскурс в историю Российского государства с точки зрения самого режиссера-постановщика, основывающего свои догадки на тех источниках, с которыми ему пришлось работать во время подготовки спектакля.
«Изначально задумывалось концертное исполнение с таким скромным видео рядом. Мне позвонил Глеб Фильштинский, один из ведущих наших художников, работающих по всему миру, и предложил поставить «Бориса Годунова», ─ поведал предысторию создания необычной оперы Дмитрий Белов. ─ Я начал готовиться к постановке, и вдруг выяснилось, что я на самом деле ничего не знаю о том мире, который существует в этой опере. То есть я много раз на нее ходил, но мне никто не рассказывал никаких обстоятельств, связанных с этой историей. Мы решили попробовать рассказать то, что может раньше в XIX веке, когда писал Модест Мусоргский, знали и считали само собой разумеющимся, но сейчас все это ушло в туман, и об этом уже ничего не знают».
По словам Дмитрия Белова, при создании оперы с комментариями, постановщики консультировались со специалистами-историками. Потому что, как оказалось, Александр Пушкин, прослывший главным реалистом, иногда говорил о вещах, которые не соответствовали действительности. Говоря о тех исторических фактах, которые будут представлены публике одновременно с оперой, Дмитрий Белов отметил, что таким образом постановщики пытались поднять вопросы и оставить их нерешенными, чтобы зритель ответил на них сам.
«Мы пытались построить драматургию вот так, как сегодня ее строят в современной литературе, — объяснил неординарный подход в театральной постановке Дмитрий Белов. — Ведь документальная проза, или нон-фикшн, очень актуальна. Примером может служить Светлана Алексиевич (нобелевский лауреат по литературе ─ «КС»), которая соединяет документы с какими-либо литературными подводками. Как это делает Александр Солженицын в «Красном колесе», как это делает Дос Пассос в своем гениальном романе «Манхэттен» еще в 1930-е годы, как это делал Владимир Набоков в произведении «Бледное пламя». Это в принципе известный ход, но в опере я не встречал такого. Тем более, что вся наша документалистика внедрена внутрь драматургии — вот, что самое интересное. А насколько убедительно — решать уже зрителям. Но львиную долю постановочной и подготовительной работы мы бились именно над тем, чтобы это было внятно и доступно».
Примечательно, что постановщиками было решено убрать из действий оперы «Польский акт». Дмитрий Белов объяснил это тем, что изначально по воле Модеста Мусоргского первый вариант был без польского акта, а появился он во многом благодаря настоянию дирекции императорского театра, которому хотелось любовной линии. Создатели современного «Бориса Годунова» посчитали, что авантюрная линия самозванца хоть интересна сама по себе и заслуживает внимания, но в некоторой степени она уводит от основной проблематики и названия оперы.
«Получилось или нет, решать зрителям, они голосуют покупкой билета, ─ поделился мнением на счет ожидаемого успеха у спектакля Дмитрий Белов. ─ Но как можно театру существовать без эксперимента? Можно конечно плыть в ожиданиях публики, или приглашать звезд, а можно заниматься тем, что ты любишь и надеяться, что это будет нечто новое».
Источник: