В отношении личности Сергея Есенина сам я всегда задавался одним вопросом: как простой паренек из деревни в Рязанской губернии смог стать поистине знаковой фигурой в, скажем так, гламурной тусовке своего времени? Как он смог покорить сердца пяти женщин, среди которых только Анна Изряднова была обычной женщиной, а все остальные – знаковые фигуры того времени, можно сказать, культовые.
Как это стало возможным? Что происходило в душе Есенина в короткие периоды его очередного брака? Спектакль МХАТа Горького, основанный на монументальном биографическом романе Захара Прилепина «Есенин. Обещая встречу впереди», показавший жизнь и судьбу поэта через призму его отношений с женщинами, был поставлен на сцене МХАТа имени М. Горького в декабре 2021 года и стал одним из резонансных событий театральной жизни Москвы.
Елена Исаева – драматург, автор инсценировки: «О Сергее Есенине можно написать не одну пьесу, а несколько. И огромная работа Захара Прилепина, восстановившего жизнь поэта почти день за днем, безусловно, позволяет это сделать.
Тему определил театр: женщины Есенина. И эта тема ничуть не хуже других – ведь то непередаваемо и неумолимо роковое, что висело над его «золотой головой», можно увидеть и в отношениях Сергея с женщинами. Предчувствуя свою раннюю гибель, поэт инстинктивно, как все мы, искал спасение в любви. В моем представлении каждая новая женщина Есенина – это еще одна попытка уйти от бесприютности, не только бытовой (никогда не было своего угла), но и душевной неприкаянности. Космическое одиночество, которое ощущает любой большой поэт, не покидало его ни на секунду. И от этого тяжелого груза Есенин пытался освободиться с помощью любящих его женщин – любящих самоотверженно, по-настоящему».
Галина Полищук – режиссер-постановщик: «Он жил так, чтобы пережить свое время. О чем он и мечтал еще при жизни. Соответственно и принадлежать он не мог никому. Отсюда для меня и вытекает финал: «он любит ту, чью перчатку сейчас держит в руке». Он не помнит, чья эта перчатка. Забыть ее могла любая, читающая его стихи. Эта такая ирреальная перчатка. Она может быть твоей, моей, той, кто завел его страничку в Фейсбуке, той, кто, прочитав «Письмо женщине», понимает, что это про них с любимым. Но чтобы потомки осознавали свою близость с ним, ему одной любви, одной женщины было мало. Чтоб познать всю метафизику любви, ему их нужно много… Много таких же планетарных, как он. Конфликт с неприятием действительности начался еще в детстве, от осознания разделенности мужчины и женщины – на примере родителей. Дальше эта история только усугублялась. Попытка схватиться, удержаться за ту или иную «свою» не принесла результатов. И он неминуемо шел к гибели, сгорал, как Икар, никто уже не мог его согреть. И тут в финале для меня важен текст, что он нигде, ибо он – во всех. Он в космосе, он в книгах, в песнях, в телефонах. Он принадлежит той, кто оставит перчатку в его кармане».
Екатерина Стриженова – исполнительница роли Матери: «Приглашение на роль матери Есенина, Татьяны Федоровны, было для меня полной неожиданностью. Долго думала: актеры уже полгода репетировали. Но когда посмотрела прогон, согласилась. Появилась возможность рассказать людям о реальной женщине, которая родила миру гения! Я училась говорить с рязанским акцентом, но надо было учитывать и индивидуальность Татьяны Федоровны – помогла одна-единственная запись ее интервью, когда ей уже было 80 лет! Весь материал, который я изучала, начиная с книги Захара Прилепина и заканчивая воспоминаниями современников, говорит о том, что это была очень видная женщина, интересная, с характером! Сергей, когда вырос, так и не простил матери предательство отца. И потом, через призму родительских отношений, строил уже свои… Часто не доверял, обвинял и ревновал, сравнивая всех женщин с матерью! Следуя за Есениным, за его отношениями с любимыми женщинами, мы пытаемся понять, кто виноват в его смерти?! Почему ушел так рано…»
Екатерина Волкова – исполнительница роли Айседоры Дункан: «Когда мне поступило предложение сыграть Айседору Дункан, спектакль уже репетировали. Мне понравился язык, которым разговаривает режиссер Галина Полищук, сочинительский театр мне достаточно близок. Айседора давала Есенину недостающую с детства материнскую любовь и принимала его безусловно. Он бил ее, а она все равно целовала этот кулак и прощала ему все. В какой-то момент это начало разрушать их жизни. Она не винила его, лишь себя: «Это моя вина, что я увезла его из России, моя вина». Она уникальная сильная женщина, великая танцовщица, революционерка в балете: основательница свободного танца. Это танец природы, танец чувств, танец невытянутого носка, ода натуральности. Роль Айседоры прибавила мне силы. Я играю женщину, которая нашла в себе силы жить и обрела любовь, искусство для нее – тоже любовь. Каждый день проживала как последний. И эта яркая вспышка, последняя любовь, похожая на агонию, прекрасна».
Алиса Гребенщикова – исполнительница роли Зины Райх: «Сложные отношения Зинаиды Николаевны с Сергеем Александровичем в первую очередь обусловлены ее характером – страстным, непримиримым, своенравным. Возможно, Райх очень напоминала поэту его мать, это и притягивало к ней, и отталкивало. Она была женщиной с «крепкой рукой», которая вела хозяйство, растила детей и отчасти управляла его жизнью. Благодаря ее работе в партийном аппарате их семья переехала в Москву… А если ты сильно вкладываешься в человека, то разлюбить навсегда, наверное, невозможно. Тем более когда двое общих детей. Зинаида Николаевна была… нервом своего времени».
Андрей Вешкурцев – исполнитель роли Сергея Есенина: «Первая моя встреча с Есениным произошла в школьные годы. Классе в десятом я хайпанул на сходстве с поэтом, темпераментно читал его стихи, при поступлении в театральный институт также. Под его влиянием начал писать на манер «Персидских мотивов». Есенина в моей жизни было больше всех остальных поэтов, а еще… бабушка говорила, что я очень похож и когда-нибудь обязательно сыграю Есенина. И теперь она улыбается – напророчила…
Есенин многолик, и сам сложил свою мифическую биографию. Мой Есенин – поэт, пророк, гражданин, доминанта. Он солнце, в лучах которого каждый мог согреться, но тех, кто оказывался слишком близко, сжигал. Рожденный в нелюбви поэт искал в женщинах спасения, а находил стихи, ставшие спасением уже для нас. На сцене я проживаю жизнь от 17-летнего юноши, полного надежд, до 30-летнего сгоревшего мужчины, и каждая избранная женщина – это новый вдох, его способ выжить.
Мне понятно его неприятие рутины, быта, возни с пеленками, как было во время жизни с Изрядновой. Я так же, как и он, склонен бередить раны, чтобы высечь искру творчества, как было в любви-ненависти Есенина и Райх. Я готов преклонить колени перед такими, как Бениславская, умеющими отдать все. Но отношения с Дункан – любовь двух гениев с ободранной кожей, чья любовь заканчивалась разрушительными дебошами, – для меня непостижимы. И уж вовсе не признаю я есенинского отношения к Толстой, беспощадно растоптанной поэтом, пусть и в тяжелейший период его жизни. Во всех своих женщинах Есенин бессознательно видел мать, отчаянно искал и не находил тепла, которого он был лишен с раннего детства. Вероятно, поэтому все попытки ухватиться за женщину, как за соломинку, были заранее обречены.
Не нужно пытаться разгадать тайну смерти поэта. Для меня важнее воплотить и сохранить амплитуду желаний, мыслей, размаха личности поэта.
Врачи поставили ему диагноз – «белая горячка», он не прожил бы долго в любом случае. У нас любят говорить: «Вот не пил бы – написал бы еще…» Не написал бы. Судьба – это характер. И если его поменять, то не было бы Сережи Есенина, которого мы знаем.
Важно, чтобы у человека под ногами был фундамент – дом, родители, а макушка должна быть обращена к Богу. Отнять семью – Бог поможет, потеряешь Бога – близкие поддержат. У Есенина не осталось ни того, ни другого. Так этот гений и завис в вакууме, он сам – человек-космос».
Александр Савин, портал о культуре CultVitamin.
Ссылка на полный источник
Спектакль МХАТа им. М. Горького «Женщины Есенина» – на Большой сцене НОВАТа 22, 23, 24, 25 и 26 ноября.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.