После того как в прошлом году главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев экспериментировал с «Волшебной флейтой», в театре появилась постановка, продолжившая моцартовскую тему. Режиссер уже ставил «Свадьбу Фигаро» в Михайловском театре Петербурга пять лет назад, но теперь он создал совершенно новый спектакль. Как заметил обозреватель газеты «Культура», шедевр Моцарта в столице Сибири поместили на стыке культур — западной и восточной, но «при этом не были утрачены ни социально-классовое содержание, ни блистательная комическая форма».
Премьера оперы «Свадьба Фигаро» — второго после «Волшебной флейты» спектакля театральной «Моцартианы» прошла на Малой сцене НОВАТа с аншлагами. Постановщики — дирижер Дмитрий Юровский и режиссер Вячеслав Стародубцев — создали живой и жизнерадостный, игривый и игровой спектакль в истинно моцартовском духе, где сквозь юмор и гротеск, как лицо невесты сквозь фату, проглядывает щемящая грусть. Недаром фата невероятных размеров (и еще более внушительная кровать) стали по замыслу постановщиков главными предметами-персонажами спектакля, вокруг которых завязано множество остроумных и неожиданных сценических ходов.
Легкий ностальгический фон спектакля с самого начала задает узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского, предлагающего зрителю пушкинский рецепт: «Коль мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро»…» На протяжении всего действия этот мягкий ретро-эффект поддерживают голоса знаменитых мхатовцев — реплики Павла Массальского и Ангелины Степановой из радиоспектакля 1950-го года, деликатно вплетенные режиссером в ткань постановки. Сам Моцарт присутствовал на сцене оба вечера — в гениального композитора за роялем перевоплотились концертмейстеры Ирина Немова и Татьяна Смыслова, для которых специально было выделено место на компактной сцене Малого зала.
«У нас нет первого и второго состава, есть ансамбли — это мой основополагающий принцип работы с артистами оперы», — сказал накануне премьеры режиссер-постановщик, который в двух премьерных показах представил зрителям два интересных и очень непохожих друг на друга актерских ансамбля за исключением двух персонажей (оба премьерных показа Графа Альмавиву пел баритон Артем Акимов, первый сезон работающий в нашей труппе, а партию Керубино — гостья из Михайловского театра София Файнберг).
Вечером 27 марта главные партии были отданы молодым солистам — Фигаро исполнил Гурий Гурьев, Сюзанну — Диана Белозор, Графиню — Юлия Юмаева, во втором показе в партии Фигаро выступил опытный Андрей Триллер, Дарья Шувалова исполнила роль Сюзанны, партию Графини пела София Бачаева.
Артем Акимов мастерски справился с партией Графа. Его герой был неотразим — он очаровывал бархатным, гибким голосом, мужским обаянием, любовью к жизни во всех ее проявлениях и легкой восточной вальяжностью. Индивидуальность молодого артиста очень точно вписалась в образ, и была блестяще дополнена костюмами с ориентальным колоритом. Здесь нужно отметить не только вокальные работы, но и актерские, и особенно вклад режиссера и хореографа, которые тонко подчеркнули индивидуальность каждого певца в мизансценах и пластических нюансах роли, поэтому каждый из них выглядел живым и естественным, но при этом не приземленным, не гротескным. Два исполнителя партии Фигаро в спектакле составили Графу Артема Акимова достойное партнерство: Фигаро в исполнении Гурия Гурьева — герой без страха и сомнения, в его персонаже неистребима вера в лучшее, но при этом он не витает в облаках. Чувствуется, что партия уже «обжита» артистом и очень ему к лицу. Что же касается вокала, молодой артист в каждой своей роли поражает зрелостью исполнения и богатством вокальных красок. Мастер сцены Андрей Триллер наделил своего Фигаро знанием жизни и житейской мудростью, и пусть его герой не столь оптимистичен, исполнение было по-моцартовски легким, точным и ироничным.
Две Сюзанны — Диана Белозор и Дарья Шувалова — казалось, купаются в музыке Моцарта: обе очаровывали свежестью и легкостью вокала, были актерски органичны. Однако Сюзанна в исполнении Дианы была чуть более застенчива, инфантильна, а у Дарьи Шуваловой — более свободна и чувственна. Образ Графини у Юлии Юмаевой — утонченный и нежный, ее дуэт с Сюзанной (Диана Белозор) был, возможно, одним из самых красивых и трогательных моментов спектакля. И невозможно было не влюбиться в Керубино, каким его представила Софья Файнберг: юный, напористый, с чистым, исполненным чувств голосом, влюбленный в мир, в красоту, в поэзию, в саму любовь, — понятно, почему перед обаянием этого Керубино трудно устоять и Сюзанне, и Графине, и Барбарине (удачная работа сопрано Галины Петкевич).
Хотелось бы еще отметить Елизавету Целикову и Светлану Токареву, которые в премьерных спектаклях исполнили партию Марцелины. Образ этого персонажа художник Жанна Усачева очень удачно обрисовала в костюме, гриме и парике, выдержанных в стиле рококо, но без тонкой актерской работы героиня могла бы получиться пародийной. Артисткам удалось соблюсти баланс и каждая представила комичный, но по-своему обаятельный и живой образ, отлично справившись с вокальной стороной партии.
В постановке много очаровательных деталей и понятной символики, интересны цветовые «переклички» в костюмах персонажей, очень уместно используются современные сценографические инструменты — видеоарт, спецэффекты. Постановщики отлично освоили пространство Малой сцены, создав наполненную воздухом, яркую картинку, за счет немногих выразительных, мобильных деталей обстановки и предметов-метафор.
В частности благодаря цветовой палитре сценического оформления и легкой фривольности постановки, создавшей нужную атмосферу в Малом зале, общее настроение спектакля получилось по-настоящему весенним, а содержание — весьма актуальным, несмотря на весь условно-исторический фон. Ведь «Любовь остается любовью во всякие времена и повсюду»… Именно эти слова возникли в голове после финальных поклонов.
Марина РОДИОНОВА, специально для «Новой Сибири»
Ссылка на полный источник