В октябре 2023 года новосибирцам и гостям города предстоит впервые встретиться с самой совершенной хореографической версией балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» – постановкой легендарного балетмейстера, классика XX века Юрия Григоровича. 13, 14 и 15 октября его знаменитый «Щелкунчик» будет впервые представлен на новосибирской сцене.
Впервые показанный на сцене Большого театра России в 1966 году балет стал выдающимся произведением советского балетного искусства, покорил сердца многих тысяч зрителей и заставил экспертов говорить об этой работе мастера исключительно в восторженном ключе.
Цитируем высказывания российских деятелей искусства о постановке Юрия Григоровича.
Владимир Васильев, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР: «Сейчас кажется, что “Щелкунчик” сопровождал нас – меня и Катю Максимову – всю нашу творческую жизнь. Сначала в хореографическом училище при Большом театре на протяжении всех лет обучения в постановке В. Вайнонена, затем на сцене Большого, до решения Ю.Н. Григоровича поставить его заново.
Я и Катя были одними из первых, с кем поделился своими замыслами Юрий Николаевич – художественный руководитель балета, которого мы обожали. Для нас он был самым талантливым, самым умным и самым лучшим балетмейстером в мире, самым-самым-самым…
Сегодня даже трудно представить, какое эмоциональное воздействие оказал спектакль Григоровича на зрителей и нас – актеров, впитавших в себя каждую фразу, каждое па предыдущей постановки, на которой мы росли и воспитывались. Этот был прорыв в новый мир, в новое восприятие жизни, где взрослые вдруг стали детьми с чистотой сердец и душ, любовью и открытостью друг к другу. А весь период постановочной работы – настоящим праздником в ожидании чуда, которое и свершилось в 1966 году».
Федор Лопухов, русский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР, заслуженный артист РСФСР в своей книге «В глубь хореографии» пишет: «…Проверив все постановки балета “Щелкунчик”, я прихожу к заключению, что Юрию Григоровичу это удалось пока лучше всех, в том числе и меня, несмотря на мои многие новшества. И у меня нет зависти-обиды, ибо я болею не за личность, а за движение хореографии вперед.
Главная победа Григоровича заключается не в каких-то оригинальных хорео-диковинках, а в большом, возвышенном проявлении прекрасного, где такие разные балерины, как Екатерина Максимова и Наталия Бессмертнова, доносят эту возвышенную патетику, каждая через свой интеллект. Эта патетика возвышенности заставляет увидеть и услышать адекватность двух стихий произведения – музыкальной и хореографической…»
Петр Гусев, русский советский хореограф, танцовщик, педагог, балетный теоретик, народный артист РСФСР: «Сочинение Григоровича настолько искреннее, стихийное и увлекательное, что кажется импровизацией. Только очень пристально всматриваясь и вдумываясь, постигаешь железную форму, жесткий отбор движений ради точности пластических характеристик, редкую логику драматургии и ее полное совпадение с музыкой, из которой она и вычитана» (журнал «Советская музыка», 1966, № 7).
Вера Красовская, советская артистка балета, балетовед и историк балета, заслуженный деятель искусств России: «Уважение к традициям – в основе его постановки “Щелкунчика”. Остались подробности сюжета, жанровые краски – все элементы исходного замысла Льва Иванова и Петипа. Но теперь не только танец – вся хореографическая режиссура спектакля симфонична, организована музыкой, увидена сквозь музыку и без нее немыслима. “Щелкунчика” еще будут ставить по-разному. Музыка и дальше вызовет у каждой эпохи собственные ассоциации. Но после спектакля Григоровича и Вирсаладзе этот балет должен существовать лишь в симфонически развивающемся сквозном танцевальном действии» (из книги «Статьи о балете»).
Народный артист России, ректор Академии Русского балета имени А. Вагановой Николай Цискаридзе: «В этом спектакле нет темы любви, там есть мечта. Юрием Николаевичем гениально поставлены все сцены. Танцы практически идут по кругу, и Маша с Принцем двигаются по кругу, но их диагонали, их круги никогда не пересекаются, они всегда проходят мимо. И только в финале балета они встречаются. Но в этот момент наступает рассвет, Маша просыпается и понимает, что она поймала синюю птицу, но та исчезла. Вот в этом колоссальная трагедия этого произведения».
Премьер Большого театра России Игорь Цвирко: «Я очень люблю “Щелкунчик” Юрия Николаевича Григоровича. Когда танцуешь в этом балете, действительно ощущаешь, что находишься в сказке, это идеальное сочетание музыки и хореографии. Не сказать, что я люблю танцевать принцев, но мне кажется, что образ принца, созданный Юрием Николаевичем, очень точный, и он мне очень близок».
Премьера. П.И. Чайковский «Щелкунчик», балет в 2-х действиях, хореография и постановка Юрия Григоровича – 13, 14 и 15 октября на Большой сцене НОВАТа.
Портал о культуре CultVitamin
Ссылка на полный источник
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.
До встречи на премьере! НОВАТ
Фото из личного архива Екатерины Крысановой