СМИ о нас

Волшебная живопись Вирсаладзе

27 Июля 2023

С творчеством выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе постоянные зрители нашего театра хорошо знакомы. Потрясающую работу мастера сегодня можно увидеть в двух балетных спектаклях на Большой сцене НОВАТа: «Спартак» и «Лебединое озеро». В 79-м сезоне репертуар НОВАТа украсит еще один спектакль в сценографии Вирсаладзе – балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в эталонной постановке выдающегося хореографа Юрия Григоровича. Премьерные показы балета состоятся 13, 14 и 15 октября.

Этой работе Симона Вирсаладзе посвящен материал Виктора Ванслова, который мы предлагаем вашему вниманию.

К моменту постановки «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович уже имел опыт сотрудничества с художником Симоном Багратовичем Вирсаладзе («Каменный цветок», «Легенда о любви»). Их творческое единомыслие оказалось столь значительным, а роль работы художника в успехе спектакля столь важной, что в дальнейшем Григорович работал уже только с Вирсаладзе до самой кончины художника в 1989 году. И «Щелкунчик» явился одной из вершин их совместного творчества.

Вирсаладзе оформлял постановку «Щелкунчика» балетмейстером В.И. Вайноненом в 1954 году. Спектакль тот решался в сказочно-бытовом ключе с преобладанием быта, и красивые, изысканные по цвету декорации были в духе такого решения. Григорович же глубоко переосмыслил произведение, придав его драматургии философское значение и решив его композицию на основе больших сцен симфонического характера. В спектакле Григоровича сказочное действие выступает не столько как сон героини Маши, сколько как мечта о будущем, о счастье и справедливости, победе добра. Как предчувствие большой любви и героических свершений. Как открытие мира, впервые являющего юному созданию противоречия и конфликты. Как воспоминание о чистоте детства и его прекрасных помыслах. Здесь всё происходит всерьёз, а потому приобретает обобщающее иносказательное значение.

В осуществлении этих задач балетмейстеру помог художник. В сравнении с предшествующей постановкой оформление «Щелкунчика» Григоровича внешне более скромно, менее нарядно и парадно. Ибо в его спектакле акцент перенесён с внешней декоративности на психологическое и драматическое содержание. Новое изобразительное решение более обобщённо, менее детализировано, чем прежде. Что не случайно, а продиктовано обобщённостью крупных хореографических форм, лежащих в основе данной постановки.

Огромное значение в оформлении имеет образ ёлки. Она здесь не просто элемент декорации или реквизита и не только часть общего фона. Ёлка – своеобразное «действующее лицо» спектакля. Она – и праздничное чудо, восхищающее детей и манящее их воображение, и таинственное обиталище оживающих игрушек, и символ прекрасного будущего, зовущего юных героев. Её образ лейтмотивом проходит через все картины. И феерическое путешествие юных героев оказывается их путешествием по ёлке. Она составляет фон путешествия, её образ словно сопровождает героев. Ёлка предстаёт на сцене то целиком, то отдельным фрагментом, заполняющим весь задний план, то одной вершиной.

Костюмы, как и в других спектаклях Вирсаладзе, по своему крою и цвету связаны с характерами персонажей и особенностями их хореографической лексики. Здесь также противостоят фантастика и быт. В бытовых сценах костюмы действующих лиц в большей мере характеристичны (гости и дети в первой картине); в фантастических – танцевальны (главные герои, участники вальса снежинок и финала).

При этом не столь существенно, подсказаны подобные детали художником балетмейстеру или эскизы костюмов созданы на основе уже хореографии. В практике работы Вирсаладзе и Григоровича бывало, видимо, и то и другое. Важно, однако, что костюмы задумываются и создаются Вирсаладзе как бы «в материале танца», в единстве с хореографической пластикой, то есть являются специфически балетными в самом своём существе.

В колористическом отношении костюмы «Щелкунчика», как всегда у Вирсаладзе, развивают живопись декораций. Так, у ряда действующих лиц они выдержаны в чёрно-бело-серых тонах: Маша целиком белая; Дроссельмейер почти весь чёрный, с белым жабо, в лимонного цвета жилете и жёлтых перчатках; Мышиный царь тёмно-серый с чёрным, на нём золотая корона и фиолетовый плащ. Многие костюмы связаны с определяющими цветовыми гаммами декораций. Таков, прежде всего, костюм Щелкунчика – красный с золотыми нашивками у куклы, сияюще-алый с серебряными украшениями у Принца.

Колористическая система изобразительного решения «Щелкунчика» строго продумана и чётко организована. Она кажется органически рождающейся из содержания.
Волшебная живопись Вирсаладзе в единстве с мудростью постановочной концепции и совершенством хореографии Григоровича не просто определяют успех спектакля, но делают его шедевром искусства.

Виктор Ванслов, CultVitamin
Ссылка на полный источник

Премьера. П.И. Чайковский «Щелкунчик» (хореография и постановка Юрия Григоровича) – 13 октября в 19:00, 14 октября в 13:00 и в 18:00, 15 октября в 18:00.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на премьере! НОВАТ