СМИ о нас

«Женщины Есенина»: шесть кругов любви

25 Октября 2023

В ноябре НОВАТ принимает на своей сцене спектакль-сенсацию Московского художественного академического театра имени Горького «Женщины Есенина».

Результат работы творческой команды спектакля впечатляет – в постановке есть подлинная жизнь и страсть, вопросы – с ответами и без, есть поэтический ритм и пульс эпохи, безусловная любовь к каждому из населяющих этот сценический мир женщин и мужчин, из которых все-таки самый любимый – «Знакомый ваш. Сергей Есенин». Знакомый, но другой…

Драматический спектакль по биографической прозе, да еще из серии «Жизнь замечательных людей» – задача сложная, а когда главный герой – поэт, вернее для России «больше, чем поэт», сложная вдвойне. Конечно, такой мощный, богатый как в литературном, так и в фактологическом плане материал, как роман Захара Прилепина «Есенин: Обещая встречу впереди», – великолепный источник, но в жизни героя всего было настолько «через край», что переработать многофигурный и многолинейный биографический роман в пьесу – задача непростая, а наполнить персонажей кровью, жизнью и внушить зрителям желание пройти вместе с ними через страсть, боль, экстаз, отчаянье, саморазрушение – и вовсе титанический труд. Как это нередко бывает, труд этот взяли на себя женщины: автор инсценировки Елена Исаева и режиссер-постановщик Галина Полищук.

«Женщины Есенина» – не театрализованная биография, здесь главное – другое. Как сказал гениальный современник Есенина, «имя этой теме – любовь». Почему его так любили женщины? Почему прощали и благодарили после всей боли, неврозов и разочарований? Почему он сам рвался к ним, а затем – рвал с ними, почему сам оборвал жизнь, которую так любил? Кем были шесть «женщин Есенина», которые за два с половиной часа спектакля проводят зрителя через шесть кругов любви, и чем для поэта была любовь – огнем вдохновения или опустошающим душу пламенем?

Команде удалось создать масштабный и динамичный спектакль с легко читающейся, но не заезженной символикой в сценографии, где лаконичные декорации, свет, костюмы, музыка и весь звуковой фон представляют обобщенный образ эпохи и Судьбы.

Основа визуального решения – движущаяся твердь круговой сцены-платформы, над ней – огромный диск-светило, господство черно-белой гаммы с редкими цветовыми вкраплениями, из них три самые яркие – осенняя листва в начале спектакля, наряды Галины Бениславской в есенинско-осенней гамме, развевающиеся полотна балахонов Айседоры Дункан: первый – кумачовый, второй – белый, но подсвеченный разными цветами. В спектакле символика круга объясняется устами Есенина: солнце – мужское высокое начало, женское – земля и телесный низ. Но огромный светящийся круг над сценой – это еще и сам Есенин с его пылающим, притягательным и обжигающим даром, это луна его беспутных ночей, это вспышки фотокамер, это мучительный свет ламп в психиатрической лечебнице, а кроме того, благодаря потрясающей работе художников по свету, он напоминает луч киноаппарата, транслирующего зрителям кинохронику жизни Есенина.

Актерский состав спектакля – безусловная удача. Роль Есенина – впечатляющая, очень достойная работа Андрея Вешкурцева. Есенин у Андрея получился легким, азартным, дерзким. Артист играл с запредельной самоотдачей, ярко и напористо. Ему удалось показать, как через браваду и самомнение героя разрастается, разрывая его изнутри, душевная опустошенность, которую ничто не в силах заполнить.

Главная из женщин в постановке – мать, непрощенная боль детства, причина, по которой Есенин не мог доверять ни одной из любящих и любимых. Роль Татьяны играет Екатерина Стриженова. Статная и решительная, с резковатой речью с рязанским выговором – в этой женщине чувствуется внутреннее достоинство, даже гордыня. Нет в ней вины перед мужем, перед оставленным на несколько лет сыном, нет сожалений. Любовь к сыну, сочувствие к мужу – есть, а раскаяния – нет. Глубоко проработана и прочувствована Алисой Гребенщиковой роль Зинаиды Райх. Ее хрупкая Зина, как магнит, притягивает внимание зрителя: с вызовом в каждом жесте, независимая в суждениях, революционерка по духу, но при этом женственно-манкая, чувственная. На сцене Вешкурцева и Гребенщикову как будто окружает энергетическое поле – так ощущается из зрительного зала глубокая связь и высокий градус напряжения в этой паре. Айседора Дункан Екатерины Волковой покоряет нездешней красотой и шармом. Пронзительная игра, отпечаток трагедии во всем хрупком облике актрисы, обнаженная страсть в каждом слове и движении, безоговорочное принятие этой мучительной и горькой любви, материнское всепрощение теперь не позволяют иначе представить Айседору.

В целом спектакль оставляет легкое чувство зрительского голода, поэтому неудивительно, что многие московские зрители ходят на него по нескольку раз, подолгу не отпуская артистов со сцены и не позволяя занавесу закрыться.

Марина Иванова, специально для «Новой Сибири».

Спектакль МХАТа им. М. Горького «Женщины Есенина» – на Большой сцене НОВАТа 22, 23, 24, 25 и 26 ноября.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.