сцена
1 час 45 минут
один антракт
Программа
- В. А. Моцарт - Адажио и фуга для струнного квартета до минор (1788) KV 546 (версия для оркестра)
- С. Прокофьев. Сюита из балета «Ромео и Джульетта» (переложение для скрипки с оркестром Д. Юровского, первое исполнение)
- М. Равель. «Цыганка», рапсодия для скрипки с оркестром (1924)
- В.А. Моцарт. Симфония №41 до мажор («Юпитер») KV 551 (1788) в 4-х частях
1. Allegro vivace
2. Andante cantabile
3. Menuetto: Allegretto
4. Molto allegro
Программа названа «Вечер изящных искусств». Прозвучит музыкальная классика двух столетий - XVIII-го и XX-го. Трёх композиторов объединяет любовь к прекрасному и гармоничность мироощущения, передаваемая их музыкой в чрезвычайно яркой и выразительной форме, за что она заслужила благодарную любовь многочисленных слушателей.
Имя Моцарта не нуждается в специальном представлении, поскольку хорошо известно любому современному человеку. Два его произведения относятся к разным жанрам творчества. Адажио и Фуга до-минор для струнного оркестра показывает увлечение композитора музыкой великого Иоганна Себастьяна Баха, которая практически не звучала тогда, поскольку казалась довольно архаичной и консервативной. Здесь Моцарт обратился к жанрам и формам барокко с их философической углублённостью и любовью к драматической патетике. Симфония № 41 «Юпитер» - последний опус композитора в этом жанре - стала кульминацией моцартовского симфонизма, своеобразным портретом музыкального классицизма с его тягой к свету, ясности, гармоничности, сочетанием изощрённого мастерства и удивительной стройности формы.
С большим уважением относились к Моцарту два классика музыки ХХ века - Сергей Прокофьев и Морис Равель. Русский композитор сумел создать немало классически совершенных творений во всех жанрах, при этом существенно раздвигая их границы. Так, казавшийся поначалу нетанцевальным и не принятый к постановке балет «Ромео и Джульетта» сегодня вызывает неизменный восторг своей глубокой и точной интерпретацией трагедии Шекспира, осуществлённой Прокофьевым впервые в балетном жанре. Сюита из балета, переложенная для скрипки с оркестром, - мы впервые услышим эту транскрипцию, предложенную главным дирижером театра Дмитрием Юровским, - способна открыть в этом сочинении новые грани.
Концертная рапсодия для скрипки с оркестром «Цыганка» выдающегося французского композитора Мориса Равеля - весьма эффектная виртуозная пьеса. Для композитора создание подобного сочинения стало решением новой творческой задачи, и он с блеском с ней справился. Морис Равель насытил «Цыганку» новыми и сложными техническими приёмами, позволяющими солисту продемонстрировать своё виртуозное мастерство. Своеобразной моделью для Равеля в данном случае был великий венгерский романтик Ференц Лист и его рапсодии для фортепиано. В сочинении Равеля развивается та же национальная линия, что и в рапсодиях Листа - венгеро-цыганский колорит с его горделивостью, страстным темпераментом и неукротимой танцевальной энергией.