Новости

Музыка скорби и сострадания – Stabat Mater в НОВАТе

26 Апреля 2018

29 апреля НОВАТ представляет новую концертную программу на сцене Зала имени Исидора Зака.

Музыкальный руководитель и главный дирижёр НОВАТа Дмитрий Юровский представит программу, составленную из нескольких сочинений, написанных разными композиторами на средневековый католический текст Stabat mater. В концерте участвуют хор и оркестр НОВАТа, солистки Новосибирской оперы Ирина Новикова и София Бачаева, и солистка московского театра Новая опера имени Е. Колобова Анастасия Лепешинская.

В концертной программе 29 апреля будут исполнены Stabat Mater Антонио Вивальди, Джузеппе Верди и Франсиса Пуленка – композиторов, творивших в разных столетиях. Их версии Stabat Mater абсолютно не похожи, но при этом очень близки.

Название Stabat Mater хорошо знакомо новосибирским меломанам – в декабре прошлого года на открытии Зала имени Зака прозвучала духовная кантата Stabat mater Джоаккино Россини, с участием солистов Вероники Джиоевой, Юлии Маточкиной, Лоуренса Браунли, Рене Папе, хора и оркестра театра под управлением Д. Корчака. Это исполнение стало одним из самых ярких событий в музыкальной жизни Новосибирска. Однако поэтическому тексту, на который сочинена музыка Россини, уже более 500 лет, и он послужил источником вдохновения для многих композиторов разных стран и эпох, среди них Перголези, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Пуленк, Пярт, – более 200 музыкальных произведений написано на текст Stabat mater. До сего дня творцы снова и снова обращаются к нему – к примеру, в 2007 Stabat mater представил композитор Карл Дженкинс, в 2012 году – Митрополит Иларион (Алфеев).

История возникновения Stabat mater до сих пор вызывает споры. Согласно одной из версий, один из образованнейших людей своего времени, Якопоне да Тоди, ушел в монастырь после смерти любимой жены и, опираясь на существующие ранее молитвы, создал вдохновенную, просветленную поэму «Stabat Mater dolorosa» – «Стояла Мать скорбящая». В скором времени этот текст был включен в католическую литургию как секвенция (песнопение, исполнявшееся после Аллилуйи, перед чтением Евангелия). Stabat Mater в русской традиции можно сопоставить с каноном «на Плач Пресвятой Богородицы», который входит в православное богослужение Великой Пятницы.

Скорбь матери, оплакивающей сына, близка и понятна без пояснений любому человеку. В Stabat Mater она нашла свое высочайшее воплощение. В первой части латинского текста «Stabat Mater dolorosa» – «Стояла Мать скорбящая», автор пытается прочувствовать и передать словами страдания Богородицы на Голгофе, у подножия креста, на котором распят её Сын, во второй части – просит Богоматерь о милосердии, прощении и утешении. Поэма затрагивает струны человеческого сердца и заставляет творцов вновь и вновь обращаться к ней.

Антонио Вивальди создал Stabat Mater в 1712 году по заказу церкви Санта-Мария-делла-Паче в Брешии. Это сочинение Вивальди называют одним из самых красивых когда-либо созданных произведений.

В 1897 году Джузеппе Верди написал несколько духовных хоров, объединенных при издании в цикл «Quattro pezzi sacri» (Четыре духовные пьесы). Особой глубиной и скорбью отмечен хор «Stabat Mater» для смешанного хора и оркестра, сочинявшийся в период тяжёлой болезни жены композитора.

Самые глубокие и прочувствованные музыкальные сочинения зачастую рождаются после душевного потрясения, потери близкого человека. Французский композитор, пианист, критик Франсис Пуленк обратился к Stabat Mater в 1950 году, вскоре после того, как ушёл из жизни его близкий друг художник Кристиан Берар, его Stabat Mater признана одним из музыкальных шедевров XX века.

Приглашаем ценителей классической музыки услышать, как творцы разных столетий и разных музыкальных стилей прониклись глубоким духовным содержанием Stabat mater, теми чувствами сопереживания и сострадания, которые в ней выражены.