Интервью

Дарья Шувалова: «Мне кажется, Шекспир бы нам аплодировал!»

10 Октября 2022

Ценители оперного искусства всегда с нетерпением ждут каждую новую роль ведущей солистки Новосибирской оперы Дарьи Шуваловой. Будь то Виолетта в «Травиате» Дж. Верди, Ксения в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, Памина в «Волшебной флейте» В.А. Моцарта, Розина в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» В.А. Моцарта, Лисичка в опере «Терем-теремок» И. Польского, Малыш в «Малыше и Карлсоне» А. Гладких или любой другой ее персонаж – во взрослом и детском репертуаре, в комедии и трагедии – неизменно покоряет зрительские сердца вокальным мастерством, актерским обаянием и стопроцентной самоотдачей. Многогранный талант артистки позволяет ей наделять каждый сценический образ жизнью, создавать яркий характер, при этом вокальная сторона партии всегда безупречна, а голос полон тепла, света и нежности.

Совсем недавно певица пронзительно исполнила роль Марфы Собакиной в премьере оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», а скоро на Малой сцене мы увидим Дарью Шувалову в партии Бианки в опере «Укрощение строптивой» Виссариона Шебалина на сюжет знаменитой комедии Шекспира. Именно об этой работе мы поговорили с Дарьей в период репетиций, а в ближайшее время представим вашему вниманию большое интервью с артисткой, в котором она расскажет и о творчестве, и о самом личном.

– Сейчас репетиционный процесс в самом разгаре. Расскажите, пожалуйста, как идет работа?

– У нас интересный состав. Спектакль многолюдный, в нем заняты и опытные мастера, такие как Юрий Комов, Андрей Триллер, и талантливая молодежь. Партию Катарины, старшей сестры моей героини, готовят София Бачаева и Кристина Калинина, недавно окончившая нашу консерваторию. Петруччио репетируют Артем Акимов и Виталий Новиков, приглашенный на этот проект из Санкт-Петербурга, режиссер у нас тоже молодой – Ирина Гаудасинская, из известной театральной династии. Мне очень нравится наблюдать, как эти молодые ребята начинают свой путь в профессии вместе со старшим поколением артистов.

– Расскажите о своей партии.

– С самого начала, когда я только посмотрела нотный материал, я удивилась, поскольку от своих партнеров по спектаклю я слышала, что здесь замысловатая мелодика, сложная музыка. А моя первая ария мне показалась очень красивой, мелодичной, по-настоящему классической. В этом эпизоде в самом начале оперы все довольно мелодично и гладко, а дальше у меня любовная сцена с Люченцио. Шебалин очень интересно и необычно построил этот дуэт – между длинными фразами одного персонажа, другой вставляет слова на латыни. Очень милый и необычный дуэт. Именно этим мне и нравится музыка Шебалина – она необычная, в ней много привлекающих меня новых нюансов. Я всегда стараюсь влюбиться в материал, даже если поначалу возникают какие-то сомнения. В итоге, когда я уже «пропиталась» музыкой Шебалина, я начала думать: «Ух ты, а здесь что-то похожее на Пуччини, а здесь – модерн, а здесь – русский фольклор». В общем, в этой опере есть, что послушать, а главное – какой здесь сюжет! Еще мне нравится, что Шекспир и Шебалин сделали образ моей героини очень выпуклым и разнообразным. И Катарина, и Бианка показаны в развитии как психологически, так и музыкально. Как я уже говорила, в самом начале оперы моя ария очень мелодичная, но в конце оперы у Бианки появляется резкость, другие интонации и даже звучит такая фраза: «А вот мужья – рогатые скоты!». Здесь она сбрасывает маску покорности и превращается в Катарину, какой та была в самом начале оперы. Что мне в этой работе интересно, но довольно непросто – режиссер просит, чтобы с самого начала Бианка была милой и вызывала доверие, но при этом капля сомнения у зрителя оставалась. Нужно сыграть так, чтобы в конце зритель мог сказать: «А я так и знал! Догадывался, что она такая!».

– «Укрощение строптивой» в нашем театре уже ставили, но очень давно – в 1958 году. Поэтому это название сейчас было довольно неожиданным. Расскажите, как вам работается вместе с молодым режиссером Ириной Гаудасинской?

– Мы работаем достаточно легко, быстро и плодотворно. На данный момент, за три недели до премьеры, у нас уже полностью поставлен третий акт – осталась небольшая часть и мы успеваем повторять и оттачивать все, что уже подготовили. Мне нравится, что режиссер уважительно относится к артистам, хвалит, но при этом чувствуется ее сильный характер, уверенность. Есть ощущение опыта – человек не просто «на ощупь» ищет правильный путь, а твердо знает, чего она хочет и четко ставит задачи. Мы не топчемся на месте, а поступательно движемся вперед. Поэтому работается комфортно и нам не приходится задаваться вопросом, почему мы делаем именно так – все логично, понятно, традиционно в лучшем смысле. И мне кажется, зрителям тоже будет интересно увидеть на сцене именно шекспировскую эпоху – традиционные декорации, исторические костюмы… А еще в спектакле очень приятная и интересная цветовая гамма. Я примеряла один из своих костюмов – не могла налюбоваться. Мне кажется, Шекспир бы нам аплодировал.

– Как вы думаете, будет ли понятна и интересна эта опера новосибирской публике?

– А как вы думаете, понятен ли публике Шекспир?! Безусловно, понятен и, как мне кажется, как никогда актуален. И все проблемы, конфликты, чувства, которые он описывает – они понятны сегодняшнему зрителю точно так же, как современникам Шекспира. Это комедия с прекрасной музыкой! Большое спасибо режиссеру Ирине Гаудасинской, что она не предлагает радикальных и новаторских (в худшем смысле этого слова) решений, а создает спектакль в лучших классических традициях. Но все-таки постановка очень современна – мы все время взаимодействуем с партнерами, с хором, в спектакле много динамики, какие-то интересные мизансцены, поединки на шпагах, выразительная пластика – в этом нам помогает Ольга Данилова-Павлова. У них органичный тандем с режиссером – они тонко чувствуют друг друга, прислушиваются и понимают с полуслова. Что-то Ирина подсказывает Ольге, что-то – Ольга Ирине. Я думаю, «Укрощение строптивой» – произведение актуальное в любые времена. Оно всегда будет понятно и всегда будет отвлекать от тяжелых глобальных проблем, с которыми человек неизбежно сталкивается.

Премьера. В. Шебалин «Укрощение строптивой», опера в 4-х действиях – 23 октября в 17:00, 25 октября в 19:00.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в театральной кассе.

До встречи в Оперном! НОВАТ