Новосибирский театр оперы и балета имеет особую судьбу. Он вырос из смелой мысли, силы духа и жажды будущего.
Строительство театра началось 22 мая 1931 года. В Новосибирске планировалось создать театр панорамно-планетарного типа, «театр техники и реальной обстановки», на сцену которого могли заезжать автомобили, тракторы, танки и подниматься колонны демонстрантов. Истоки этого проекта восходят к головокружительным идеям Всеволода Мейерхольда. В своей беседе с молодыми архитекторами в 1927 году он предложил «произвести революцию в области театрального здания, перепрыгнуть объективные данные современности», взять установку в проектировании на «замечательное будущее, лет на сто вперед».
Строительство огромного театрального здания в одноэтажном Новосибирске 1930-х годов казалось чем-то из области фантастики. В 1933 году, когда здание было уже частично возведено, произошла переоценка концептов советской архитектуры: от многих технологических экспериментов решили отказаться, а проект продолжили в стилистике «сталинского ампира». На Всемирной выставке в Париже в 1937 году макет новосибирского театра был удостоен высшей награды — Золотой медали. Пресса Англии, Франции и Америки высоко оценила работу советских архитекторов и инженеров, но были среди журналистов и скептики, которые писали, что русским с таким грандиозным сооружением не справиться. И тем не менее самое большое в России театральное здание возвышается в центре Новосибирска, доказывая, что невозможного нет.
Открытие Новосибирского театра оперы и балета состоялось 12 мая 1945 года — была представлена опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Ранее, в военные годы, в здании театра, где еще продолжались строительные работы, нашли убежище эвакуированные фонды Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Российского этнографического музея, дворцов-музеев Павловска и Царского Села, а также бесценные музыкальные инструменты работы Страдивари, Гварнери, Амати из государственной коллекции.
В первые же сезоны Новосибирский театр оперы и балета имел хорошо укомплектованную труппу и мощные постановочные возможности. Репертуар формировался преимущественно из классических произведений: зрители познакомились с операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Фауст», с балетом «Корсар». Для детской аудитории были предназначены балеты «Доктор Айболит» и «Аленький цветочек». Профессиональный уровень творческих коллективов определял выдающийся музыкант, народный артист СССР Исидор Зак. Он занимал пост главного дирижера на протяжении первых сезонов до 1949 года и вновь вернулся в театр в 1968 году, оставаясь на этому посту до 1986 года.
В 1955 году, через 10 лет после открытия, Новосибирский театр был приглашен с творческим отчетом в Москву; выступления прошли на сцене Большого театра. А уже в 1957 году состоялись первые зарубежные гастроли — в Китайской Народной республике. Спустя два года, в 1959 году, на новосибирской сцене появился балет «Драгоценный фонарь лотоса», поставленный китайскими хореографами.
В 1963 году Новосибирский театр оперы и балета получил звание «академический». К этому времени он имел репутацию театра ищущего, способного на эксперименты. 5 ноября 1961 года здесь состоялась мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». Постановщиком новаторского спектакля был Эмиль Пасынков, в 1960-х годах занимавший пост главного режиссера. С 1975 до 1988 главным режиссером театра был Ваагн Багратуни, который осуществил более 40 классических оперных постановок.
Для балетной труппы 1960-1970-е годы — период интенсивного развития и завоевания широкой известности. Первые шаги в качестве балетмейстера на сцене театра делает Олег Виноградов, с артистами работают выдающиеся хореографы Петр Гусев, Василий Вайнонен, Юрий Григорович. В труппе театра появляются яркие балетные звезды — выдающиеся танцовщики Никита Долгушин, Любовь Гершунова, Анатолий Бердышев.
В международном культурном пространстве Новосибирский театр оперы и балета укрепил позиции в 1990-е годы. Коллективы театра активно гастролируют в различных странах, реализуют международные проекты — балет «Арго», оперы «Волшебная флейта» и «Леди Макбет Мценского уезда» (совместно с различными театрами и культурными институтами Германии).
Эта линия была продолжена и в XXI веке. Театральную жизнь всколыхнула российская премьера оперы Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом», состоявшаяся в 2003 году. Спектакль готовила интернациональная команда; после российской премьеры в рамках «Года России в Германии» он гастролировал по различным немецким городам. «Тоска», «Кармен» и «Богема» были подготовлены совместно с театром «Гранд-Опера» в Пусане (Республика Корея).
Событием, имевшим мировой резонанс, стала постановка оперы Джузеппе Верди «Макбет»: первая в России копродукция с Парижской оперой сделала Новосибирск в декабре 2008 года центром международной оперной жизни. Постановщик спектакля Дмитрий Черняков, признанный сегодня одной из самых ярких фигур в мировой оперной режиссуре, фактически начал свою творческую жизнь в этом виде искусства на новосибирской сцене — первым его спектаклем был «Молодой Давид» на музыку Владимира Кобекина, созданный в 1998 году, а в 2004 году он поставил в Новосибирском театре «Аиду». Каждая из трех его постановок приковывала внимание зрителей и критиков.
Музыкальный уровень оперных и балетных постановок в период с 2004 по 2011 годы обеспечивал музыкальный руководитель театра Теодор Курентзис. Балетную труппу с 2006 по 2016 возглавлял Народный артист России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Государственной премии Новосибирской области Игорь Зеленский. По его инициативе ежегодно в театре проводился Сибирский фестиваль балета.
В 2015 году с приходом на пост генерального директора театра Владимира Кехмана (с 2018 года — художественный руководитель театра) был проведен масштабный ремонт здания, представлена новая концепция развития театра. В 2017 году полностью реконструирован концертный зал, получивший имя в честь первого главного дирижера театра Исидора Зака.
В 2025 году НОВАТ — ровесник Великой Победы — масштабно отметил 80-летие. 12 мая 2025 года на Большой сцене театра состоялась премьера концертно-сценического исполнения оперы «Иван Сусанин», с которой 12 мая 1945 года начался отсчет творческой истории Новосибирского театра оперы и балета. В юбилейный вечер патриотическая русская опера прозвучала в исполнении солистов ведущих российских музыкальных театров, творческих коллективов НОВАТа, студентов и учащихся музыкально-образовательных учреждений Новосибирска.
В поздравительной телеграмме к 80-летию НОВАТа президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Открытие театра в победном мае 1945-го стало одним из символов возрождения мирной жизни».
Миссия Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) сегодня — быть открытым пространством и центром притяжения всех творческих сил города, чтобы укрепить позиции Новосибирска как лидера в евразийском культурном пространстве.
Строительство театра началось 22 мая 1931 года. В Новосибирске планировалось создать театр панорамно-планетарного типа, «театр техники и реальной обстановки», на сцену которого могли заезжать автомобили, тракторы, танки и подниматься колонны демонстрантов. Истоки этого проекта восходят к головокружительным идеям Всеволода Мейерхольда. В своей беседе с молодыми архитекторами в 1927 году он предложил «произвести революцию в области театрального здания, перепрыгнуть объективные данные современности», взять установку в проектировании на «замечательное будущее, лет на сто вперед».
Строительство огромного театрального здания в одноэтажном Новосибирске 1930-х годов казалось чем-то из области фантастики. В 1933 году, когда здание было уже частично возведено, произошла переоценка концептов советской архитектуры: от многих технологических экспериментов решили отказаться, а проект продолжили в стилистике «сталинского ампира». На Всемирной выставке в Париже в 1937 году макет новосибирского театра был удостоен высшей награды — Золотой медали. Пресса Англии, Франции и Америки высоко оценила работу советских архитекторов и инженеров, но были среди журналистов и скептики, которые писали, что русским с таким грандиозным сооружением не справиться. И тем не менее самое большое в России театральное здание возвышается в центре Новосибирска, доказывая, что невозможного нет.
Открытие Новосибирского театра оперы и балета состоялось 12 мая 1945 года — была представлена опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Ранее, в военные годы, в здании театра, где еще продолжались строительные работы, нашли убежище эвакуированные фонды Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Российского этнографического музея, дворцов-музеев Павловска и Царского Села, а также бесценные музыкальные инструменты работы Страдивари, Гварнери, Амати из государственной коллекции.
В первые же сезоны Новосибирский театр оперы и балета имел хорошо укомплектованную труппу и мощные постановочные возможности. Репертуар формировался преимущественно из классических произведений: зрители познакомились с операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Фауст», с балетом «Корсар». Для детской аудитории были предназначены балеты «Доктор Айболит» и «Аленький цветочек». Профессиональный уровень творческих коллективов определял выдающийся музыкант, народный артист СССР Исидор Зак. Он занимал пост главного дирижера на протяжении первых сезонов до 1949 года и вновь вернулся в театр в 1968 году, оставаясь на этому посту до 1986 года.
В 1955 году, через 10 лет после открытия, Новосибирский театр был приглашен с творческим отчетом в Москву; выступления прошли на сцене Большого театра. А уже в 1957 году состоялись первые зарубежные гастроли — в Китайской Народной республике. Спустя два года, в 1959 году, на новосибирской сцене появился балет «Драгоценный фонарь лотоса», поставленный китайскими хореографами.
В 1963 году Новосибирский театр оперы и балета получил звание «академический». К этому времени он имел репутацию театра ищущего, способного на эксперименты. 5 ноября 1961 года здесь состоялась мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». Постановщиком новаторского спектакля был Эмиль Пасынков, в 1960-х годах занимавший пост главного режиссера. С 1975 до 1988 главным режиссером театра был Ваагн Багратуни, который осуществил более 40 классических оперных постановок.
Для балетной труппы 1960-1970-е годы — период интенсивного развития и завоевания широкой известности. Первые шаги в качестве балетмейстера на сцене театра делает Олег Виноградов, с артистами работают выдающиеся хореографы Петр Гусев, Василий Вайнонен, Юрий Григорович. В труппе театра появляются яркие балетные звезды — выдающиеся танцовщики Никита Долгушин, Любовь Гершунова, Анатолий Бердышев.
В международном культурном пространстве Новосибирский театр оперы и балета укрепил позиции в 1990-е годы. Коллективы театра активно гастролируют в различных странах, реализуют международные проекты — балет «Арго», оперы «Волшебная флейта» и «Леди Макбет Мценского уезда» (совместно с различными театрами и культурными институтами Германии).
Эта линия была продолжена и в XXI веке. Театральную жизнь всколыхнула российская премьера оперы Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом», состоявшаяся в 2003 году. Спектакль готовила интернациональная команда; после российской премьеры в рамках «Года России в Германии» он гастролировал по различным немецким городам. «Тоска», «Кармен» и «Богема» были подготовлены совместно с театром «Гранд-Опера» в Пусане (Республика Корея).
Событием, имевшим мировой резонанс, стала постановка оперы Джузеппе Верди «Макбет»: первая в России копродукция с Парижской оперой сделала Новосибирск в декабре 2008 года центром международной оперной жизни. Постановщик спектакля Дмитрий Черняков, признанный сегодня одной из самых ярких фигур в мировой оперной режиссуре, фактически начал свою творческую жизнь в этом виде искусства на новосибирской сцене — первым его спектаклем был «Молодой Давид» на музыку Владимира Кобекина, созданный в 1998 году, а в 2004 году он поставил в Новосибирском театре «Аиду». Каждая из трех его постановок приковывала внимание зрителей и критиков.
Музыкальный уровень оперных и балетных постановок в период с 2004 по 2011 годы обеспечивал музыкальный руководитель театра Теодор Курентзис. Балетную труппу с 2006 по 2016 возглавлял Народный артист России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Государственной премии Новосибирской области Игорь Зеленский. По его инициативе ежегодно в театре проводился Сибирский фестиваль балета.
В 2015 году с приходом на пост генерального директора театра Владимира Кехмана (с 2018 года — художественный руководитель театра) был проведен масштабный ремонт здания, представлена новая концепция развития театра. В 2017 году полностью реконструирован концертный зал, получивший имя в честь первого главного дирижера театра Исидора Зака.
В 2025 году НОВАТ — ровесник Великой Победы — масштабно отметил 80-летие. 12 мая 2025 года на Большой сцене театра состоялась премьера концертно-сценического исполнения оперы «Иван Сусанин», с которой 12 мая 1945 года начался отсчет творческой истории Новосибирского театра оперы и балета. В юбилейный вечер патриотическая русская опера прозвучала в исполнении солистов ведущих российских музыкальных театров, творческих коллективов НОВАТа, студентов и учащихся музыкально-образовательных учреждений Новосибирска.
В поздравительной телеграмме к 80-летию НОВАТа президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Открытие театра в победном мае 1945-го стало одним из символов возрождения мирной жизни».
Миссия Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) сегодня — быть открытым пространством и центром притяжения всех творческих сил города, чтобы укрепить позиции Новосибирска как лидера в евразийском культурном пространстве.