сцена
исполнители
Постановщики
По одноименному роману Мигеля де Сервантеса Сааведра
Хореография Мариуса Петипа и Александра Горского
(Цыганский танец в хореографии Касьяна Голейзовского)
Общая хореографическая редакция и постановка: Михаил Мессерер
Дирижеры: Карен Дургарян, Евгений Волынский
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Александр Кибиткин
Ассистенты балетмейстера: Евгений Попов, Анна Разенко
2 часа 50 минут
два антракта
Премьера состоялась 21 июня 2016 года
«Дон Кихот» — яркий праздничный балет, навсегда вошедший в сокровищницу балетного искусства: увлекательный сюжет по роману Сервантеса и зажигательная музыка Минкуса, страстные танцы с национальным колоритом и сложнейшие классические па в исполнении главных героев, поражающие великолепием декорации и роскошные костюмы произведут впечатление на зрителей всех возрастов. Хореографическую редакцию балета предлагает балетмейстер Михаил Мессерер.
Пролог
Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, отправляется странствовать, чтобы громкими подвигами прославить своё имя. Оруженосцем он назначает Санчо Пансу, человека практичного и к мечтаниям не склонного.
Действие первое
В Барселоне — праздничное оживление. Дочь трактирщика Китри любезничает с влюблённым в неё цирюльником Базилем. Отец Китри, Лоренцо, застав их вместе, прогоняет Базиля. Он хочет выдать дочь за богатого дворянина Гамаша, считая, что цирюльник ей не пара, но Китри наотрез отказывается подчиниться воле отца.
В разгар веселья на площади появляется Дон Кихот со своим оруженосцем Санчо Пансой. Увидев трактирщика, Дон Кихот решает, что это владелец рыцарского замка, и почтительно приветствует его. Трактирщик отвечает Дон Кихоту тем же и приглашает его к себе. Санчо Панса остаётся на площади. Но, когда молодёжь пытается подшутить над ним, Дон Кихот спешит на помощь своему оруженосцу.
Увидев Китри, Дон Кихот принимает её за прекрасную Дульсинею, которая являлась ему в мечтах и которую он избрал своей дамой сердца. Но Китри уже нет. Она убежала с Базилем. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются её разыскивать.
Действие второе
Картина первая
Китри и Базиль скрываются в таверне. Приходят Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот. Трактирщик хочет немедленно объявить о помолвке Китри и Гамаша, но Базиль по уговору с Китри разыгрывает сцену самоубийства. Китри «рыдает» над телом возлюбленного. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает трактирщика в жестокосердии и, угрожая оружием, заставляет его согласиться на брак дочери с «мёртвым» цирюльником. И тут Базиль «оживает». Ему уже ни к чему притворяться.
Картина вторая
На поляне около мельницы раскинулся цыганский табор. Здесь же расположился бродячий театр марионеток. Появляются Дон Кихот и Санчо Панса. Хозяин театра приглашает Дон Кихота посмотреть спектакль. Дон Кихот взволнованно следит за ходом пьесы и, забыв, что это театр, бросается на сцену, чтобы с оружием в руках защитить обиженных. Возмущённый несправедливостью, он ломает подмостки, а увидев мельницу, принимает её за злого волшебника, которого должен поразить. Но, зацепившись за мельничное крыло, поднимается в воздух и затем падает на землю.
Картина третья
Израненный Дон Кихот и Санчо Панса в лесу. Дон Кихоту кажется, что лес полон чудищ и великанов. Санчо Панса укладывает Дон Кихота спать, а сам убегает за водой. Дон Кихоту снится, что он видит Дульсинею, даму своего сердца, в сопровождении амура, окружённую дриадами.
Санчо Панса приводит герцога и герцогиню, охотившихся в лесу, и умоляет их помочь охваченному мечтами Дон Кихоту. Господа приглашают странствующего рыцаря к себе в замок.
Действие третье
Замок герцога. Всё готово к торжественному приёму Дон Кихота. Герцог и герцогиня узнали от Санчо Пансы счастливую историю любви Китри и Базиля и любезно позволили справить их свадьбу в своём замке. Дон Кихота и Санчо Пансу просят занять почётные места. Проходит торжественное шествие. Дон Кихот благословляет Китри, которой он помог соединиться с её возлюбленным.
Праздник продолжается. Все благодарят доблестного рыцаря и его верного оруженосца.