Малая сцена
12+

Премьера

Юмор в музыке

концерт в 2-х отделениях

Малая
сцена

исполнители

Хор и симфонический оркестр театра.

2 часа

один антракт

Концерт уникальный: в программе - музыкальный юмор Дмитрия Шостаковича

Имя выдающегося русского композитора Дмитрия Шостаковича прежде всего ассоциируется с трагедийно-драматическими образами, именно они преобладает в его сонатах, квартетах и монументальных симфониях-драмах. Однако в музыке Шостаковича, особенно в молодые годы, было немало юмористического, и разнообразные грани комического - от добродушного смеха до насмешливой иронии и злого сарказма - пронизывают многие его произведения.

В концерте прозвучат фрагменты сочинений, ярко раскрывающие эту непривычную для многих слушателей грань многослойного музыкального мира классика ХХ века.

Среди сочинений, которые прозвучат на концерте, - фрагменты двух симфоний. 2 часть Тринадцатой симфонии, написанной на стихи Евгения Евтушенко, так и называется – «Юмор». Это — восхваление народного юмора, бичующего человеческие пороки и беспощадного к Власти, которая всегда побаивалась народного смеха. 1 часть самой короткой и необычной Девятой симфонии Шостаковича воскрешает интонации и образы музыкального классицизма, тонко пропущенного сквозь стилевую призму музыки ХХ века.

В ранние годы Шостакович, как и многие его современники, увлекался джазом, и музыка его Джазовых сюит наполнена современными танцевальными ритмами, шутливыми и зажигательными мелодиями.

Первая опера композитора – «Нос» - может быть названа примером многообразного использования музыкального гротеска, который присущ и ряду страниц его второго оперного шедевра – «Леди Макбет Мценского уезда» - здесь комедийное начало многократно сочетается с остродраматической и даже трагической образной сферой.

Интересной частью концерта станет знакомство слушателей со страницами малоизвестной неоконченной оперы Шостаковича «Большая молния», действие которой происходит в отеле некоей капиталистической страны, где ждут приезда рабочих из Советского Союза. В музыку оперы введены пародийно звучащие цитаты из сочинений Глиэра и Бетховена.

Единственная оперетта Шостаковича «Москва – Черёмушки» построена на современном сюжете из жизни новосёлов нового микрорайона столицы и наполнена комическими недоразумениями и свойственной этому жанру лёгкой, светлой интонацией.