исполнители
«Спартак»
Спартак — Роман Полковников
Красс — Михаил Лифенцев
Фригия — Анна Жарова
Эгина — Вера Сабанцева
«Пламя Парижа»
Филипп — Николай Мальцев
Жанна — Анна Гермизеева
«Половецкие пляски»
Солист — Максим Гришенков
Постановщики
Либретто Юрия Григоровича, по мотивам Рафаэлло Джиованиоли, Николая Волкова и сюжетам древней истории
Музыкальный руководитель возобновления и дирижёр: Петр Белякин
Хореограф-постановщик: Юрий Григорович
Художник-постановщик: Симон Вирсаладзе
Место и время действия — Древний Рим.
Картина первая — Нашествие
Без жалости топчет порабощаемые страны военная машина императорского Рима. Страшен и бесчеловечен полководец Красс. После его похода всюду остается лишь выжженная земля и тысячи тысяч пленных. Среди них фракиец Спартак.
Монолог Спартака. Он родился свободным человеком и должен быть свободным. Он не будет рабом.
Картина вторая — Рим
У стен столицы империи разделяют пленных мужчин и женщин, чтобы порознь выгоднее продать их богатым римским патрициям. У Спартака отбирают его Фригию.
Монолог Фригии. Нет меры ее горю: рабом стал самый дорогой человек — Спартак, и она не только невольница Рима, но и того, кто сейчас купит ее, навсегда уведет от Спартака.
Картина третья — Оргия у Красса
Случилось самое страшное — Фригию купил Красс. Эгине, наложнице Красса, смешон и непонятен испуг Фригии. Ей важны только золото, власть, вино, кровь рабов — все, что может зажечь ее кровь. В зал вталкивают двух гладиаторов. Жизнь получит тот, кто победит, и гладиаторы с завязанными глазами должны биться насмерть. С победителя срывают маску. Это Спартак.
Монолог Спартака. Он — убийца такого же невольника, как он сам. Что заставят его делать дальше? А что может сделать он? Чего хочет сам?
Картина четвертая — Казарма гладиаторов
Он хочет жить на своей земле, любить свою жену, быть свободным. Нужно разорвать цепи, бежать из рабства. К этому зовет Спартак своих единоплеменников-гладиаторов. Клятвой верности отвечают ему друзья. Гладиаторы бегут из казарм.
исполнители
«Спартак»
Спартак — Роман Полковников
Красс — Михаил Лифенцев
Фригия — Анна Жарова
Эгина — Вера Сабанцева
«Пламя Парижа»
Филипп — Николай Мальцев
Жанна — Анна Гермизеева
«Половецкие пляски»
Солист — Максим Гришенков
Постановщики
Либретто Николая Волкова и Владимира Дмитриева по роману Феликса Гра «Марсельцы» в редакции Михаила Мессерера
Хореография Василия Вайнонена в редакции Михаила Мессерера
Музыкальный руководитель и дирижер: Карен Дургарян
Сценография и костюмы: Владимир Дмитриев
Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер
Реконструкция декораций и костюмов: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Александр Кибиткин
Главный хормейстер: Вячеслав Подъельский
Третий акт
На площади у бывшего королевского дворца — торжество в честь взятия Тюильри. Танцы веселящегося народа сменяются выступлениями актеров парижских театров. Диана Мирей, в окружении девушек в античных костюмах, исполняет танец с трёхцветным флагом, олицетворяющий победу Революции и Свободу. Исполняются танцы-аллегории Равенства и Братства. Народ осыпает цветами танцующих Жанну и Филиппа: это также и день их свадьбы.
Звучит «Карманьола»... Как символ свободы народ несёт на руках Диану Мирей
исполнители
«Спартак»
Спартак — Роман Полковников
Красс — Михаил Лифенцев
Фригия — Анна Жарова
Эгина — Вера Сабанцева
«Пламя Парижа»
Филипп — Николай Мальцев
Жанна — Анна Гермизеева
«Половецкие пляски»
Солист — Максим Гришенков
Постановщики
Хореография Михаила Фокина
Дирижёр: Александр Новиков
Балетмейстер-постановщик: Сергей Вихарев
Художник-постановщик: Игорь Гриневич
Хормейстер-постановщик: Вячеслав Подъельский
Хормейстер: Сергей Тенитилов
20 минут
Премьера состоялась 3 июня 2000 года
Гастроли со спектаклем: Сараево, Новый Сад, Белград (Югославия, 1989), Бангкок (Таиланд, 2000)
«Половецкие пляски» в постановке Михаила Фокина — одно из самых пленительных созданий «Русских сезонов» Сергея Дягилева и неизменный хит балетной сцены.
Из книги Михаила Фокина «Против течения»:
«Откуда брались мои pas? Я бы сказал — из музыки. Иногда я приступал к постановке во всеоружии, напитавшись историческими, этнографическими, музейными и книжными материалами. На этот раз я пришел с нотами Бородина под мышкой, и это было все мое оружие. <...> Я верил, что если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так».