Световая партитура – одна из важнейших составляющих каждого спектакля. В современном театре у художников по свету огромный арсенал технических средств, позволяющих творить на сцене настоящую магию. Самые смелые идеи постановщиков воплощают на сцене сотрудники одного из цехов художественно-постановочной части театра – цеха осветительного и электронного сценического оборудования. Руководитель цеха Александр Николаевич Лисица рассказал о работе своего подразделения.
– Наша задача – донести до зрителя спектакль в том виде, в котором он задуман постановщиками, и вести его, пока он живёт на сцене, сохраняя таким, каким он был показан в день премьеры. Конечно, требуется большая работа, ведь кроме того, что видят зрители, существует множество задач за кулисами: содержание всего парка осветительного и технологического оборудования, систем коммутации и управления в работоспособном состоянии.
В каждой постановке – классической или современной – художник по свету работает совместно с постановочной группой на одну общую художественную идею. Исходя из концепции будущего спектакля формируется техническое задание на подготовку площадки, с учетом технологических возможностей. К началу работ на сцене все технологическое оборудование должно быть готово. Временные рамки подготовки спектакля разные: бывает, группе приходится укладываться в очень сжатые сроки, и работа ведётся в интенсивном режиме, буквально и днём, и ночью.
В парке нашего цеха сегодня как классические прожекторы, так и автоматические приборы, у которых яркость луча, ширину, цвет, направление и т.д. уже не приходится регулировать вручную – массой параметров можно управлять с пульта управления постановочным освещением. Кроме того, постановщики сейчас довольно часто используют в спектаклях видеопроекцию, и с проекционным оборудованием тоже работает наш цех. Создателям спектаклей последних лет удаётся гармонично вводить современные технологические новшества в балетные и оперные постановки, оживляя традиционные декорации. Здесь очень важно соблюдать баланс, а не просто показывать кино, отвлекая зрителя от действия.
В нашем театре спектакли идут на Большой и на Малой сценах.
Площадка малого зала имеет такую особенность: здесь нет кулис и весь процесс работы, вся аппаратура на виду. Поэтому, и действовать здесь нужно очень аккуратно. Это дисциплинирует. Приходится быть как можно менее заметными и бесшумными. Отсутствие границ для нас – некоторая сложность, а для зрителей – интересная возможность увидеть нашу «кухню».
Один из сложных и одновременно один из самых красивых наших спектаклей на Большой сцене, это балет «Коппелия». Для нас это, несомненно большой опыт и удачная работа. С технической точки зрения «Коппелия» – серьезный спектакль. Декорации оснащены осветительными приборами разных типов. В объеме сцены задействованы двадцать два видеопроектора, десять медиасерверов, одновременно меняется до 16 000 параметров. Спектакль сложен в монтаже и кропотлив в настройке, но результат, конечно, очень интересный. Здесь постановщикам удалось то, о чём мы уже говорили – достигнуть баланса и гармонии классического и современного подходов.