Зрители НОВАТа, посмотревшие балет «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Георгия Ковтуна, признают, что спектакль впечатляет массовыми сценами, реалистично поставленными поединками и хореографией, изобилующей сложными трюками. Большой восторг у зрителей вызывает появление на сцене тигрицы Шакиры, особенно когда царственная, полная достоинства хищница проходит по сцене в сопровождении хрупкой женщины. На сцену вместе с Шакирой выходит Анастасия Смирнова, обучающая и воспитывающая бенгальскую тигрицу и многих других животных-артистов. Дрессировщица поделилась, как ей удалось добиться впечатляющей актёрской игры от опасного хищника.
– Далеко не каждый человек может похвастаться тем, что занимается любимым делом. В моей жизни так совпало, что благодаря счастливому случаю реализовалась детская мечта. Я с детства любила животных, мечтала работать с ними и когда выпала такая возможность, вцепилась в нее, хотя получила образование, никак не связанное с животными. Если в детстве это были обычные кошки, то сейчас я работаю с крупными хищниками из семейства кошачьих: тиграми, леопардами, ягуарами и другими животными (доводилось работать даже с шимпанзе). Сейчас это дело моей жизни. Ещё одна моя детская мечта – балет – реализовалась совершенно неожиданным образом, когда нас с Шакирой пригласили участвовать в балете «Спартак».
– Компанию Animals Brothers, в которой работает Шакира и другие животные-артисты, мы основали около десяти лет назад, ориентируясь на опыт Голливуда. В России не было своей школы дрессуры, и в съемках обычно были задействованы цирковые животные, но их психологию у нас практически никто не изучал. Мы побывали в Америке, познакомились с работой похожих компаний, но сразу поняли, что хотим, чтобы наши животные были более разносторонне подготовлены. В Голливуде обычно так: животное целенаправленно готовят к съемкам в определенном проекте, с отдельным финансированием и четко поставленными задачами. Наши воспитанники, как вы можете убедиться на примере Шакиры, заняты и в балете, и в рекламе, и в модных показах, и в цирковых представлениях, и в телепроектах, и на киносъемках. Наша главная идея – воспитывать животных универсальными артистами.
– Животные, которые работают на сцене и в кино, бывают дрессированные, а бывают хорошо обученные. Наши животные относятся ко второй категории. Мы проводим вместе с детёнышами – будущими артистами – 24 часа в сутки: с бутылками, с сосками; бывает и спим в одной постели, как дама с собачкой, только в моём случае – дама с тигренком или с пантерёнком.
– Животное, как ребенок. Сначала ты изучаешь его психологию, наблюдаешь, ищешь к нему подход, открываешь ему мир. После начинается его развитие, воспитание. Обучение начинаешь в играх, стараешься избежать каких-либо раздражителей, предлагаешь животному делать то, что ему нравится. Вы могли заметить, что Шакира, к примеру, любит находиться на сцене, любит аплодисменты, причём в балете она ведь сначала мечется в клетке и готова, кажется, растерзать любого, а затем спокойно и с достоинством шествует по сцене, явно наслаждаясь вниманием. И многие животные любят находиться в центре внимания, любят, когда ими восхищаются. И потому даже стрессы, связанные с перелётами, переменой места, они воспринимают спокойно, как часть интересной творческой работы.
– В любой сфере деятельности, если человек приложит достаточно усилий, он обязательно добьется результатов; если же у него есть талант, он может сделать гораздо больше, главное – дать правильное направление. С животным так же. Когда перед ним поставлена задача, репетируется какой-то трюк, и не получается его исполнить, вы не поверите, но животное расстраивается подобно человеку. В каждом случае нужен свой подход: одного нужно успокоить, уговорить, а на другого прикрикнуть. И то, чем мы занимаемся, нельзя назвать дрессировкой – мы обучаем животное и одновременно учимся сами. Если поначалу наши отношения – это отношения матери и ребенка, то по мере взросления животного мы становимся партнёрами. И ты понимаешь своего воспитанника, его состояние и настроение уже по взгляду, по походке, по каким-то еле уловимым движениям. При этом очень важно не забывать, что хищник остаётся хищником, и не терять чувство самосохранения, необходимо постоянно держать все в своём поле зрения. Это очень большая ответственность – работать с таким опасным хищником, особенно в общественных местах.