Новости

Гастроли Театра балета Бориса Эйфмана: «По ту сторону греха»

19 апреля 2023

На следующей неделе на Большой сцене НОВАТа начинаются гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Всемирно известный коллектив представит новосибирцам и гостям города балетную тетралогию «Иное пространство слова» – пластическое прочтение русской литературной классики: балеты «Анна Каренина» и «По ту сторону греха», покорившие сибирских балетоманов во время предыдущих гастролей труппы в 2021 году, а также спектакли «Чайка. Балетная история» и «Евгений Онегин», которые будут показаны в Новосибирске впервые.

Балет «По ту сторону греха» стал новым пластическим прочтением хореографом романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Кардинально переработав свой собственный спектакль «Карамазовы» 1995 года, также поставленный по бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, Борис Эйфман создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму. Зрители смогут погрузиться в художественную глубину романа Достоевского в переосмыслении Бориса Эйфмана 30 апреля.

«По ту сторону греха» – современное в техническом и художественно-выразительном отношениях сценическое произведение, поднимающее извечные «проклятые» вопросы. В условиях тотального ценностного кризиса начала XXI века хореограф обратился к незыблемым нравственным основам и сочинил балет о богоборчестве и богоискательстве, безверии и вере, природе человеческой греховности и духовном спасении.

«Портреты главных героев поразительно точны. Плавный кроткий Алеша, разухабистый Дмитрий, угрюмый, весь состоящий из углов Иван, всклокоченный, похотливый, вечно пьяный Федор Карамазов. Порой возникает странное ощущение, что перед тобой даже не иллюстрации, а оживший текст. Вот уже где воплощается слово. Так, на языке тела можно передать загадочную русскую душу, воспетую Достоевским», – отзывается о спектакле «По ту сторону греха» Олег Корякин («Российская газета»).

Борис Эйфман: «Балет «По ту сторону греха» – попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется». Принципиально отказавшись от переноса на балетную сцену ряда сюжетных линий романа, я сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души главных героев.

В «Братьях Карамазовых» звучит важнейшая идея: если Бога нет, то «все дозволено». Современная эпоха могла бы быть исчерпывающе описана с помощью иных слов: «И Бог есть, и все дозволено». Именно поэтому настало время вновь обратиться к вопросам, терзавшим Достоевского и его персонажей. Поиск путей к всеобщему счастью и цена такой гармонии, власть порока над человеком, природа подлинной веры – размышляя на эти темы, никто не вправе надеяться на постижение абсолютной истины. Но, затрагивая их, мы шаг за шагом приближаемся к обретению самих себя в несовершенном меняющемся мире».

Ждем зрителей на гастрольных спектаклях Театра балета Бориса Эйфмана:
• 25 и 26 апреля в 19:00 – «Чайка. Балетная история» по пьесе А.П. Чехова «Чайка» на музыку С.В. Рахманинова, А. Ситковецкого. Премьера: 22 февраля 2022 года.
• 27 апреля в 19:00 – «Анна Каренина» по роману Л.Н. Толстого на музыку П.И. Чайковского. Премьера: 31 марта 2005 года.
• 28 апреля в 19:00, 29 апреля в 18:00 – «Евгений Онегин» по роману в стихах А.С. Пушкина на музыку П.И. Чайковского, А. Ситковецкого. Премьера: 3 марта 2009 года.
• 30 апреля в 18:00 – «По ту сторону греха» по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» на музыку С.В. Рахманинова, Р. Вагнера, М.П. Мусоргского. Премьера: 29 апреля 2013 года.

Гастрольный проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в театральной кассе.

До встречи на балете! НОВАТ