Новости

Концерт «Бетховен-Night» – от мрака к свету

21 Марта 2019

29 марта дирижёр Валентин Урюпин представит в Зале имени Зака второй концерт цикла «Бетховен Night». Концертные программы продолжают традицию музыкальных Академий – так называли большие авторские концерты во времена Бетховена. Дирижёр назвал концерты «Бетховен-Night», поскольку считает, что музыка Бетховена играет роль плодородной почвы, на которой вырастает музыка последующих поколений. В программе прозвучат Увертюра «Кориолан» Л. Бетховена, Концерт для гобоя с оркестром ре мажор Р. Штрауса, «Покой и возвращение» Б. А. Циммермана и Симфония №4 Л. Бетховена в исполнении симфонического оркестра НОВАТа под управлением Валентина Урюпина. Специально для участия в концерте в Новосибирск приглашён один из лучших гобоистов своего поколения, солист Королевского оркестра Концертгебау в Амстердаме Иван Подъемов. Он исполнит сольную партию в Концерте для гобоя с оркестром Рихарда Штрауса. Валентин Урюпин рассказал о программе предстоящего концерта.

– Конечно, мы не случайно в одной концертной программе с названием «Бетховен-Night» объединили творчество трёх этих композиторов. Дело в том, что в немецкой симфонической традиции очень чётко прослеживается преемственность, некая магистральная линия развития, в которую обязательно попадёт и Рихард Штраус и Бернд Алоис Циммерман. Интересно воспринимать произведения как некие точки во времени и музыкальной культуре, между которыми проложены многочисленные мосты. И мосты эти могут быть перекинуты через огромные временные отрезки времени. Это заставляет говорить не только о преемственности, но и о том, возможен ли прогресс в искусстве. Безусловно, технический прогресс существует, но можно ли говорить о прогрессе идей? Ведь темы и идеи Циммермана не глубже и не современнее бетховенских идей и тем – их обоих волнуют общечеловеческие, вневременные проблемы. Например, «Кориолан» Бетховена – это сгусток горечи, тяжёлых человеческих эмоций – есть даже устойчивое выражение «горечь Кориолана». Рискну сказать, что эта музыка учит – заставляет думать о том, как помочь самому себе и другим избежать таких состояний и эмоций. «Покой и возвращение» (Stille und Umkehr) Циммермана многие считают своего рода предсмертной запиской композитора. И это сочинение, на мой взгляд, – своего рода предостережение от состояний, которые ведут к трагическим решениям. Эта музыка очищает именно своей беспросветностью. И это тот случай, когда музыка непосредственно влияет на нашу жизнь: подсознательные ощущения становятся осознанными мыслями. Совершенно на другом полюсе находится Гобойный концерт Рихарда Штрауса, одно из самых светлых и классически ясных сочинений композитора. И где-то на границе находится Четвёртая симфония Бетховена, которая тоже прозвучит в концерте, – в ней сразу после серьезного, сумрачного вступления появляется свет.

– По традиции бетховенских академий, в программе концерта – премьера. Для меня очень ценна возможность представить творчество немецкого композитора XX века Бернда Алоиса Циммермана. Это композитор, недооценённый не только в нашей стране, но и до недавнего времени на родине. Его творчество пришлось на смену композиторских поколений, также на него сильно повлияла война – Циммерман был свидетелем прихода к власти нацистов, был призван в армию. И даже при всей его чрезвычайной плодовитости, он так и не нашёл себя, остался «белой вороной», что вероятнее всего, было одной из причин, заставивших его покончить с собой. Но свойство академической музыки в том, что произведение, а иногда и в целом творчество композитора, по достоинству оценивают спустя поколения. И сегодня мы заново открываем творчество этого великого композитора-гуманиста, не побоявшегося затронуть самые главные общечеловеческие темы. В России от случая к случаю исполняется его музыка, чем дальше, тем чаще, но уверен, что в Новосибирске мы будем своего рода первопроходцами.