Незадолго до премьеры «Коппелии» – пожалуй, одного из самых репертуарных балетов в истории – в прессе до последнего сохранялась интрига. «Балет Сен-Леона», либо «Новый балет Сен-Леона» – загадка, которую автор долгое время не хотел афишировать (несмотря на то, что впервые упоминания о репетиционном процессе начались уже в 1868 году).
25 мая 1870 года в Парижской опере (Grand Opera) состоялась премьера последнего шедевра французского балетмейстера А. Сен-Леона, выступившего также в качестве либреттиста совместно с Ш. Нюитером. Композитор – Л. Делиб. Надо сказать, что после премьеры критики, хоть и незначительно, но все же уделили внимание музыке, и, безусловно, она получила всеобщее одобрение: «…музыка господина Лео Делиба сверкает инструментальными красками, и работа намного превосходит обычную музыку, которая усердствует и расходуется в балетах».
Ученик А. Адама, перу которого принадлежат знакомые сибирским балетоманам «Жизель, или Вилисы» и «Корсар», продолжил в традиционном – романтическом направлении. Но, несмотря на важную роль Адама, Делиб начал преодолевать устаревшие каноны и следовать пути симфонизации жанра, акцентируя внимание на выразительности и индивидуальности образов.
6 августа на Большой сцене НОВАТа состоится показ комического балета «Коппелия» Делиба, история которого создана по мотивам оригинального либретто Глебом Фильштинским, Вячеславом Окуневым и Михаилом Мессерером. В спектакле используются хореографические мотивы и фрагменты хореографии Артюра Сен-Леона, Мариуса Петипа, Энрико Чекетти, Александра Горского.
В роли возлюбленных выступят ведущие солисты балетной труппы – Народная артистка России Анна Жарова (Сванильда) и Лауреат международных конкурсов Евгений Басалюк (Франц), в партии Коппелиуса – Заслуженный артист России Евгений Гращенко. Дирижер – Заслуженный артист Республики Армения Карен Дургарян.
А вот, что писала Варвара Свинцова в «Известиях» о премьере, состоявшейся в 2018 году на Большой сцене НОВАТа:
«Балет Лео Делиба “Коппелия” не относится к тем творениям классиков, которые дошли до наших дней в хорошей сохранности. Балетмейстер Михаил Мессерер собрал из разных источников немногие уцелевшие фрагменты и использовал их в собственном спектакле. Вкус, фантазия и знание традиций подсказали ему, как сочинить недостающее. Результатом стало трехактное действо, где всё пропорционально и гармонично: классическая хореография на пьедестале, ее блеск оттеняют характерные танцы, а пантомимные сцены добавляют юмора и живости.
Балет предназначен для семейного просмотра и будет интересен детям, многие из которых мечтают иметь собственный игрушечный мир, обустроенный и населенный, где можно было бы хозяйничать и устраивать по своему усмотрению судьбы маленьких жителей. Возможно, такая мечта в детстве была и у Мессерера, и в волшебном мире “Коппелии” он ее осуществил.
Действие спектакля в буквальном смысле слова разворачивается под его проницательным взглядом и по мановению рук. Перед каждым актом видеоколлаж с проницательными глазами балетмейстера проецируется на задник, видеозанавес раздвигается и закрывается его руками, да и мастер-кукольник Коппелиус (прекрасная роль Евгения Гращенко) похож на Мессерера своим обликом.
В создании мира, где куклы и реальные люди могут меняться местами, вместе с балетмейстером участвовали художник-постановщик Вячеслав Окунев и режиссер мультимедиа Глеб Фильштинский. Действие начинается и завершается на уютной площади маленького городка, в антураже, вполне привычном для классического балета. Самая увлекательная сцена разворачивается в кабинете Коппелиуса, который напоминает старинный театр с двумя ярусами лож.
Традиционные декорации дополнены высокотехнологичными компьютерными эффектами. Дух захватывает, когда начинают с огромной скоростью крутиться стрелки на циферблате и шестеренки часовых механизмов, из ниоткуда появляются гигантские вращающиеся головы драконов... Возникает ощущение фантасмагории, как и должно быть в спектакле на гофмановский сюжет. Куклы-артисты – китаец, рыцарь, звездочет, пьеро – танцуют как заведенные, фоном для них служат куклы-проекции, которые неожиданно появляются в ложах и либо приветственно машут, либо бросают грозные взгляды. В таком причудливом месте ветреный Франц неизбежно запутывается в своих чувствах: то ли он влюблен в прекрасную куклу Коппелию, то ли хочет скорее вернуться к невесте Сванильде, которую не смог узнать в кукольном наряде.
Умело скроенный и щедро украшенный спектакль дает простор для интерпретаций. Исполнители главных партий, выступившие в премьерных показах, расставили акценты по-разному. Солисты Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев представили идеальную пару: невеста столь мила и грациозна, что невозможно поверить, что ее жених всерьез увлечется загадочной незнакомкой. Прима Новосибирского театра Анна Жарова и ее молодой партнер Евгений Басалюк рассказали более “острую” историю. В этой паре Сванильда склонна контролировать каждый шаг возлюбленного. Легко поверить, что Франц, которому уготована роль пожизненного подкаблучника, всерьез предпринял попытку, пока не поздно, сбежать от харизматичной подружки. Но и здесь всё заканчивается идиллией».
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
До встречи в НОВАТе!