Главный дирижер – музыкальный руководитель НОВАТа Михаил Татарников в новом материале авторского цикла размышляет о балетах Сергея Прокофьева.
На мой взгляд, балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка» логично связать вместе, тем более что их объединяет такая выдающаяся личность, как Галина Сергеевна Уланова. Не секрет, что путь «Ромео» на сцены театров был непростым. Знаменитый дирижер Самосуд вспоминал, как первое прочтение клавира в бетховенском зале Большого театра с каждой минутой теряло своих слушателей, потому что никто вообще не понимал, как под это можно танцевать. Тем не менее Прокофьев, немного отложив выпуск спектакля, сделал сюиты из этого балета. Сюиты исполнялись. Сначала их было две, потом была и третья. Музыка имела очень большой успех, она уже стала узнаваема. Несмотря на то, что впервые балет был поставлен вообще в театре Брно в Чехии, естественно, главной стала премьера в Кировском театре с Галиной Сергеевной Улановой. Потом спектакль был перенесен в Большой театр. И сейчас мы уже по нескольким тактам узнаем, что это знаменитый балет Прокофьева «Ромео и Джульетта». Можно сказать, что, конечно, именно музыка сыграла главную роль в сценической истории этого балета. И низкий поклон ярким танцовщикам и балетмейстерам, поверившим в то, что это можно сделать. И вот уже почти девяносто лет этот балет по всему миру триумфально идет.
Сам Прокофьев настолько был поражен Джульеттой Галины Сергеевны Улановой, что специально для нее создал балет «Золушка». В этом своем произведении он уже сделал большой реверанс в сторону классического балета, при этом не оставил своего новаторского языка, своей яркости, своей театральности, дерзости, своего – в хорошем смысле – хулиганства в музыке. Но там есть и классические балетные номера, которых нет в «Ромео и Джульетте». Я полагаю, что это сделано под влиянием Галины Сергеевны Улановой – ведь балет был написан специально для нее. И именно Уланова смогла расширить образ от просто сказочной героини до живой девушки, а затем женщины, которую раскрывает любовь. Она представила на сцене очень человечный образ, а не просто персонаж сказки Шарля Перро. И теперь каждая исполнительница Золушки должна помнить об этом.
Что касается самой музыки к балетам. Как известно всем музыкантам, и певцам в том числе, Прокофьев писал свои сочинения на рояле, в этом есть своя сложность для всех исполнителей: его музыку не очень удобно играть. Он все писал на рояле, не делая скидок на какие-то специфические вещи. Он играл все на рояле, но не всегда то, что удобно сыграть на рояле, удобно сыграть на гобое, на скрипке, на валторне, на трубе. Поэтому музыка Прокофьева, действительно, очень сложна. Тем ценнее, мне кажется, то, что мы добиваемся очень высокого качества исполнения. Это очень сложно. Вот, к примеру, «Дон Кихот». Минкус – скрипач, он понимал, как это удобно сыграть оркестру с чисто технической стороны. А Прокофьев не удобен. И тем интересен. Опять же, возвращаясь к хулиганству композитора… Он хулиганил в том числе и с инструментами, заставляя подчас исполнять то, что практически не исполняется. Вспомнить только соло кларнета в «Золушке» – сложнейшее для исполнения соло. И таких примеров масса: сложные интервалы, сложные аппликатурные моменты. То есть музыка Прокофьева – всегда вызов. Тем ценнее, что музыка Прокофьева, даже несюитная, исполняется в симфонических концертах, потому что это всегда интересно для оркестров. Качественное исполнение музыки Прокофьева дает музыкантам возможность сделать шаг вперед в своем мастерстве. Для того чтобы ее исполнять, надо иметь хорошую подготовку, находиться в лучшей форме.
Хочу добавить, что палитра эмоций в «Ромео и Джульетте» необычайно широка. В начале балета – беззаботное утро, просыпается Верона. Казалось бы, незатейливое утро, если бы не очень интересная оркестровка. А в конце балета – реквием, когда, что называется, оркестр играет на разрыв аорты. Экспрессия настолько мощна, что звук достигает максимума, он чрезвычайно насыщен. Он передает всю трагичность внутренних переживаний молодых людей. То же касается каждого из нас: у всех были непростые моменты в жизни, может быть, даже очень печальные, очень сложные. И здесь показана вся эта палитра чувств. В спектакле есть и замечательные лиричные эпизоды, есть и знаменитая сцена боя, смерть Тибальта – тоже такой яркий эпизод. Очень выделяется тема Джульетты: мы наблюдаем, как беззаботная девочка становится настоящей сильной и решительной женщиной, которая жертвует собой ради любви. Это не просто какой-то юношеский максимализм. По ходу балета именно образ Джульетты приобретает очень яркие формы.
Ждем зрителей на показах балетов Сергея Прокофьева под управлением Михаила Татарникова:
«Ромео и Джульетта» – 25 и 26 января в 19:00, 28 и 29 февраля в 19:00.
«Золушка» – 27 января и 24 февраля, начало спектаклей в 13:00 и в 18:00.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи на балете! НОВАТ