Музыкальный руководитель и главный дирижер НОВАТа Михаил Татарников 25 февраля встанет за оркестровый пульт спектакля «Пиковая дама. Игра». Почему маэстро относится к этому оперному сочинению Петра Ильича Чайковского с особыми чувствами, он рассказывает в новом материале своего авторского цикла.
Признаюсь, что для меня как петербуржца «Пиковая дама» ‒ самая петербургская опера из всех. Летний сад, Зимняя канавка ‒ для меня это все места очень родные. Плюс еще в этой опере есть некая чисто петербургская дворцовая мистика. Все-таки Петербург – город достаточно мистический, и «Пиковая дама» как нельзя лучше передает уникальную атмосферу этого города. Если сравнить литературные первоисточники, к которым обращался Чайковский в оперных сочинениях ‒ «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» ‒ для всех, кто их прочитал и послушал оперы, очевидно, что у Пушкина «Пиковая дама» менее раскрыта. То есть Чайковский намного сильней раскрыл «Пиковую даму». Более того, может быть, это очень смело будет звучать, но «Пиковая дама» в мировой культуре в основном известна благодаря Чайковскому. Сама повесть Пушкина небольшая, читается очень быстро, но читать нужно обязательно, потому что там есть такие сноски, без которых не будут понятны некоторые моменты в характере Германа, в характерах Лизы, Графини, Томского. Я должен сказать, что я только что в дрезденской Штаатс-опере поставил «Пиковую даму» с интернациональным составом певцов. Сложно найти для «Пиковой дамы» состав, потому что здесь шесть главных персонажей. И они имеют свои развернутые вокальные формы: арии, романсы, баллада, песенка, воспоминания Графини. Эти партии должны исполнять сильные артисты, назовем их «первачи», поскольку музыкальный материал требует высокого уровня вокала и артистизма. Герман, Лиза, Графиня, Томский, Елецкий, Полина ‒ это все партии первого положения. Даже на Западе не каждый театр может так раскошелиться, чтобы привлечь шесть очень сильных не просто певцов, а еще и настоящих артистов. Поэтому опера очень интересна. А у нас очень сильный состав: Герман ‒ Михаил Пирогов, Томский ‒ Алексей Зеленков, Лиза ‒ Юлия Шагдурова, Графиня ‒ Светлана Токарева, Елецкий ‒ Артем Акимов. Солистка Большого театра Екатерина Воронцова дебютирует у нас в партии Полины, которая очень сложна. В частности, романс Полины безумно сложен: идет опера-опера, а потом неожиданно прерывается, и медленно идет этот очень сложный романс, где не за что спрятаться ‒ ни за оркестр, ни за что, и нет даже передышки. Вообще, в этой опере, куда ни погляди ‒ шедевр. Чего стоят партии Лизы, Германа, сцена бури и финальные их арии, баллада и песенка Томского, знаменитая ария Елецкого «Я вас люблю, люблю безмерно»… Еще я добавлю, что раньше я больше любил «Евгения Онегина», а сейчас понимаю, что «Пиковая дама», пожалуй, самая ровная опера Чайковского. Можно все тщательно отрепетировать, но всегда в момент спектакля чрезвычайно захлестывают эмоции и всех артистов, и оркестрантов, и дирижера. Конечно, ты все отрепетируешь, что-то сойдется, но все равно, в спектакле непременно будет что-то новое, свежее, огненное. Этим сильна эта опера. Ни один спектакль не похож на другой. Я вас всех приглашаю. Приходите!
П.И. Чайковский «Пиковая дама. Игра», опера в 3-х действиях, 7 картинах в постановке Вячеслава Стародубцева ‒ 25 февраля в 17:00. Дирижер ‒ Михаил Татарников.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи в Оперном! НОВАТ